Картотека сказок шумелок для детей старшей группы
картотека (старшая группа)

Латыпова Римма Насырьяновна

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является

рассказывание сказок-шумелок.

         В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

         Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

         Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

         Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
         Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

         Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
         Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
         Игра на инструменте  должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
         Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
         Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .
         Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_skazok-shumelok_dlya_detey_starshey_gruppy.docx160.26 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Аксарлак"

для детей старшей группы

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a8226873bb779ea08b8bb0458d300683-11-144&n=33&h=190

                                                                        Составила:

                                                                        воспитатель старшей группы

                                                                        Латыпова Р. Н.

д. Геологоразведка, 2019 г.

        Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является

рассказывание сказок-шумелок.

        В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

        Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

        Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

        Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
        Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

        Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
        Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
        Игра на инструменте  должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
        Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
        Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу .
        Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=36e1654a6ac9b8f186930df510f4bab4-06-144&n=33&h=190Детский клипарт - Мультяшки - Клипарты - Каталог статей - Фотошоп + от Милледи Малиновской

"МЫШИНАЯ  ИСТОРИЯ"

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ 

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, 

грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ 

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f91420b82ca5ea94d5c2265c099fd580-121-144&n=33&h=190


"ТРУСЛИВЫЙ ЗАЯЦ"


Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!

ШУРШИТ ПАКЕТОМ


Испугался заяц и бежать.

БЫСТРО ВСТРЯХИВАЕМ КАСТАНЬЕТЫ


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!

СТУЧИМ ЛОЖКАМИ

 
Бросился заяц бежать.

ВСТРЯХИВАЕМ КАСТАНЬЕТЫ

 
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!

ШЛЕПАЕМ РУКАМИ ПО НОГАМ

 
Побежал заяц из леса к речке.

ВСТРЯХИВАЕМ КАСТАНЬЕТЫ


А на берегу речки лягушки сидели.

ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ

 
Увидели они зайца и прыг в воду.

ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

УДАРЯЕМ ПО БАРАБАНУ

http://savepic.su/1280836m.jpg

"ЕЛОЧКА"
Росла в лесу ёлочка

ВЫТЯГИВАЕМ РУКИ ВПЕРЕД

По её веточкам прыгали белки

ПРЫЖКИ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД, СТУЧИМ ПО КСИЛОФОНУ


Прилетал дятел

ШЛЕПАЕМ РУКАМИ ПО БОКАМ


и громко стучал клювом

БАРАБАНИМ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЦАМИ ПО ТУЛОВИЩУ

Иногда мимо проходил большой медведь

МЕДЛЕННО СТУЧИМ ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ

Иногда пробегал маленький зайчик

ИГРАЕМ НА КСИЛОФОНЕ

Вечером на неё дул ветерок

ДУЕМ


Зимой на неё падали белые снежинки

РИСУЯ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЦАМИ ТОЧКИ СВЕРХУ ВНИЗ. ЩИПАЕМ СТРУНЫ

и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.


http://savepic.su/1294162m.jpg

"ЛЯГУШОНОК" 

Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ "КВА-КВА" (ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ)

 Над прудом летали маленькие комарики

ВОДИМ ПАЛЬЦАМИ В ВОЗДУХЕ -"З-З-З"

Днём лягушонок ловил комариков

ХВАТАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ- "АМ-АМ"

А ночью плавал в пруду

БУТЫЛОЧКА С ВОДОЙ
Однажды лягушонок сказал:
- Я хочу ловить больших комаров!
И запрыгал по травке

УДАРЯЕМ БУБНОМ ПО ЛАДОНИ
Шла навстречу корова

ПРИСТАВЛЯЕМ ПАЛЬЦЫ КО ЛБУ -"МУ-У"

Лягушонок её и спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше

БУБНОМ ПО ЛАДОНИ
Бежала навстречу лошадь

ЦОКАЕМ ЯЗЫЧКОМ
Лягушонок её и спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше

УДАРЯЕМ БУБНОМ ПО ЛАДОНИ
Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары

"З-З-З" (НИЗКИМ ГОЛОСОМ)

И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ 
На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом

ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ.
И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд

УДАРЯЕМ БУБНОМ ПО ЛАДОНИ

Оригинал - Схема вышивки "веселые картинки" - Схемы вышивки - marina061073 - Авторы - Портал "Вышивка крестом"

"ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ"

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.
ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ


«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.
ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН


« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки
и сыграли что-то весёлое.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ


«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:
БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ


«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.
КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН


«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:
СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА


Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=51e50b097cf83ae201457ab7ae7acf8d-01-144&n=33&h=190

"СКАЗКА ПРО ОВЕЧКУ"

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке

ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Потом по камушкам

СТУЧИМ КАМЕНЬ О КАМЕНЬ
Потом она дошла до ручейка

ПЕРЕЛИТЬ ВОДУ ИЗ БУТЫЛКИ В СТАКАН
И она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, остала звать на помощь

ПОБЛЕЯТЬ
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ

ПОДУТЬ В ТРУБОЧКУ
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так

ПОЗВЕНЕТЬ В КОЛОКОЛЬЧИК

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик

ПОЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ, ПРИ ЭТОМ НАКРЫВ ЕГО ЧЕМ-НИБУДЬ

Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке

ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Потом по камушкам

СТУЧИМ КАМЕНЬ О КАМЕНЬ
Потом он перешел быстрый ручеек

ПЕРЕЛИТЬ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла

ПОБЛЕЯТЬ

Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей

ПЕРЕЛИТЬ ВОДУ ИЗ БУТЫЛКИ В СТАКАН
Потом пошли по камушкам

СТУЧИМ КАМЕНЬ
Потом по травке
ШУРШИМ ПАКЕТОМ
Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3f85f3091cb079b75e647891c1e2673a-92-144&n=33&h=190

"ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА"

Бежала лисичка по лесу. Видит - на веточке колокольчик висит и звенит

КОЛОКОЛЬЧИК

"Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой. Не возьму тебя". и побежала лисичка дальше.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит лисичка, а на земле бутылочка лежит и гудит

ДУТЬ В БУТЫЛКУ

"Напугать меня хочет! А я ее сейчас утоплю!"

Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.

БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду

ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБОЧКУ В ВОДУ

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала

СТУЧАТЬ КАСТАНЬЕТАМИ

Бежит лисичка и видит - капкан. Решила она присесть на него и отдохнуть. а капкан вдруг... цап ее за хвост

ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала-царапала

ПЛАСТИК БАРАБАНА

Стучала-стучала

СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась и домой побежала

БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Сказок" занятие для детей старшей группы

Занятие  по коррекции психомоторных и сенсорных процессов. Цель этого занятия развивать тактильные ощущения; зрительное внимание; мелкую моторику рук; фонематический слух; умение ориентироваться ...

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Предлагаемые игры доступны в любую погоду и любое время года. Старшие дошкольники с удовол...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( 5 - 6 ЛЕТ)...

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье» Картотека общеразвивающих упражнений для детей старшей группы.

Образовательная область «Физическая культура» «Здоровье»Картотека общеразвивающих упражнений для детей старшей группы....

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

Картотека дидактических игр  для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС

Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...