Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Удивительные камни»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Герасимова Светлана Петровна

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_kamney.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Удивительные камни»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи: - развивать познавательную активность детей в ходе экспериментальной деятельности.

- развивать умение сравнивать и делать выводы.

- поощрять в выдвижении гипотез и предположений.

- закреплять навыки работы с увеличительными приборами.

- вызвать радость от проделанной работы.

Материал: картины гор; фото хозяйки медной горы; сундук с морскими и речными камнями; сундук с ценными камнями (бирюза, малахит, жемчуг, лунный камень, рубин), бумага А3, фломастеры; предметы для опытов и экспериментов: весы, камни, губка, прозрачная банка с чистой водой, 2 пластмассовые тарелки.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

2. Приветствие.

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Ребята послушайте загадку?

3.Загадка про камни.

Посмотри, какой малыш –

Круглый гладенький голыш!

На щеках румянец,

На макушке глянец,

Подпоясан пояском,

На меня глядит глазком!

Ну а море, чуть дыша,

Нежно гладит малыша!

Дети:- Это камень.

Воспитатель: - Правильно это камень.

4. Беседа о камнях.

Воспитатель: - Сегодня мы будем говорить о камнях. Я думаю, что вы узнаете кое-что интересное о них.

- Скажите, а где живут камни?

Дети: Ответы детей: (В море, в речке, в горах)

Воспитатель: - Больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней.

- А в группе мы можем увидеть где-то горы?

Дети: - На карте, на глобусе (рассматривание глобуса, фотографий гор) -

Воспитатель: - Правильно. Давайте рассмотрим глобус и фотографии гор.

- Почему глобус раскрашен разными цветами?

Дети: - Ответы как они думают. (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).

Воспитатель: - Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы). -

Воспитатель: - По легендам в горах есть своя хозяйка. Она живет в горах, охраняет горы и бережет богатства гор.

5. Письмо от Хозяйки Медной горы и (сундук с морскими и речными камнями)

Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я живу среди гор, среди камней. Некоторые мои камни под силой ветра и дождя попадают в реки и моря. Я прислала вам сундук с камнями, сможете ли вы их определить какие они морские или речные и назвать мне самые главные свойства камней?

Воспитатель: - Конечно, мы можем, Хозяйка медной горы. Ну что, ребята, вы готовы показать Хозяйке Медной горы что мы знаем свойства камней? Тогда я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Вы будете исследователями.

- Но, чтобы доказать Хозяйки медной горы что мы умеем различать свойство камней мы напишем ей письмо и нарисуем схему.

6.  Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

- Итак, исследовать мы с вами будем камни.

- Скажите мне, а камни это живая или не живая природа? Ответы детей.

- А камни перед вами разные? - речные и морские. Потрогайте камни на ощупь, какие они?

- Почему они такие? 

-Постарайтесь их различить: морские положите на один поднос, речные - на другой. А чем они отличаются? (Морские камни гладкие, такими их сделали морские волны. Камни в море бьются друг о друга, их края обтачиваются и они становятся гладкими). А речные камни шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами. А почему? В реке нет волн, реки текут спокойно. А теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с нашими камнями и предметами, будем их сравнивать.

7. Экспериментальная часть

Первыми будут работать ваши глаза.

Опыт №1.Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме отличаются.

Опыт №2.Определение размера.

Вывод: камни могут быть разного размера.

Опыт №3.Определение характера поверхности камня.

Для этого нам понадобится чувствительность наших пальчиков. Нужно погладить камни и определить самый гладкий и самый шершавый из камней.

Вывод: камни бывают гладким и шершавыми.

Опыт №4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы ещё лучше увидеть поверхность и рисунок камня, нужно воспользоваться лупой.

Вывод: поверхность камня неровная и с рисунком.

Опыт №5.Измерение веса камней.

Предложить детям самим побыть весами и найти самый тяжёлый и самый лёгкий камень.

Вывод:камни бывают разные по весу.

8.Физкультминутка “Гора”        

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. (Дети рассматривают камни)

В ходе экспериментальной деятельности дети на доске записывают и зарисовывают, какие свойства они вместе с воспитателем выявили.

Опыт №6. Плавучесть камней.

Дети берут банку с водой и аккуратно кладут туда камень. Наблюдают, попутно определяют, что цвет камня меняется при погружении в воду. И по воде идут круги.

Вывод: камни тонут в воде,потому что они плотные и тяжёлые.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите на доску, у нас получилось письмо со свойствами камней.

Дети делают выводы по рисункам.

9. Итог: Вопросы детям:

- Камни, какие бывают? (большие, маленькие, разноцветные, тяжелые, тонущие, с рисунками, гладкие, шершавые…)

- Камень можно смять, как бумагу. (Нет)

- Камень тонет в воде. (Да)

- Камень прозрачный, как стекло. (Нет)

- Камень лёгкий, как вата. (Нет)

- Камень легко разбить, как стекло. (Нет)

- Камень можно растянуть, как резинку. (Нет)

- Из камня можно лепить, как из пластилина. (Нет)

- Поверхность морского камня гладкая, а речного камня - шершавая. (Да)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...