Главные вкладки

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительное рядом»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Кораблина Алевтина Вячеславовна

    Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperementalnoy_deyatelnosti.docx23.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г.Нововоронеж

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

    «Удивительное рядом»

            

    Выполнила:

    Воспитатель Кораблина А.В.

    2019

    Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

    Задачи:

    Воспитательные:

    • Воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
    • воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

    Развивающие

    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
    • Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
    • Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
    • Развивать познавательные интересы детей в процессе изобретательной

    деятельности;

    • развивать умение обобщать,

    Обучающие

    • Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
    • Учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
    • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

    Материал и оборудование: мешочки с разными наполнителями, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, куриные яйца (сырой картофель), грязные ложечки, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, сухие красители, баночка для декорирования, подносы с солью для рисования.

    Ход занятия:

    Приветствие

    В круг широкий, вижу я

    Встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдём направо,

    А теперь пойдём налево,

    В центре круга соберёмся,

    И на место все вернёмся

    Улыбнёмся, подмигнём.

    Собрались мы снова вместе,

    Чтобы было интересней!

    Много нового узнаем,

    Что ж, ребята, начинаем!

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебный шкатулка. А что находится в шкатулке вы узнаете если отгадаете загадку.

    Что за странный порошок,

    С виду неприметный.

    Но любое блюдо он,

    Делает отменным. (Соль)
    Но в моей волшебной шкатулке находятся мешочки не только соль, как нам узнать в каком мешочке соль?

    Предположительные ответы детей: (потрогать мешочек руками).

    Выходит, один ребенок и находит мешочек с солью. После этого мешочек передают всем детям чтобы убедится согласны они с первым ребенком или нет.

    Воспитатель: Откройте мешочек. Что там? (Соль)

    Что такое соль?

    Предположительные ответы детей: (соль — это минеральное вещество, полезное ископаемое, природный элемент)

    Откуда соль взяла свое название?

    Предположения детей.

    происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь;

    Воспитатель: ребята, а как вы думаете соль бывает разная или нет?

    Предположительные ответы детей: (Соль бывает каменная, морская и поваренная).

    Воспитатель: кто знает, как добывается соль?

    Предположения детей.

    Воспитатель: один из способов добычи соли Выжигание -  раньше папуасы собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль.

    Добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

     Соль добывают через специальные соляные скважины

    Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят неглубокие бассейны — соляные прессы. В них напускают морскую воду. Солнце нагревает воду, и она испаряется, а соль остается в бассейне. Этот способ называется- естественное испарение.

    Воспитатель: где мы можем использовать соль?

    Предположительные ответы детей: (В медицине, на кухне,).

    Показать презентацию «Как добывают соль»  

    Воспитатель: Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести исследование. 

    Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

    1. Не трогать руками глаза.

    2- Соблюдать тишину

    3- Не толкать соседа во время работы

    4- Сначала посмотри, а потом повтори

    5- Выполнил и положи на место

    Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

    Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

     Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

    Предположительные ответы детей: соль похожа на порошок

    Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

    - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

    Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

    «Соль сыпучая, без запаха»

    Подуйте тихонько на соль через трубочку.

    Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

    Опыт №2 «Соль хрустит»

    Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

    Предположительные ответы детей: (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

    Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

    Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

    Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

    Предположительные ответы детей: (соль поглощает воду).

    Вывод: соль может поглотить небольшое количество воды.

    Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

    -Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете?

    Ответы детей: в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая

    - Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

    В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

    Ответы детей: в тёплой воде соль растворилась быстрее.

    Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

    Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. 

    Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».

    Воспитатель: Посмотрите у нас на столе лежат грязные ложки. Возьмите эти ложки и возьмите губку аккуратно намочите губку в воде насыпьте на неё немного соли и потрите ложечки, что мы с вами видим. Ложки становятся чистыми. Какой вывод мы можем сделать?

    Ответы детей: с помощью соли можно мыть посуду.

    Опыт № 6. «Плавающее яйцо».

    Воспитатель: переход к следующему опыту. Перед вами стоят стаканы с водой возьмите аккуратно яйцо и опустите его в скан с водой. Что случилось с яйцом?

    Ответы детей: оно опустилось на дно.

    Воспитатель: а теперь давайте насыпаем в стакан четыре ложки соли, аккуратно ложечкой перемешиваем чтобы соль растворилась. Что случилось с яйцом?

    Ответ детей: яйцо всплыло.

    Вывод: соленая вода может выталкивать предметы на поверхность)

    Физминутка.

    Улыбнись.
    Вверх и вниз рывки руками, 
    Будто машем мы флажками. 
    Разминаем наши плечи. 
    Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
    Руки в боки. Улыбнись. 
    Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
    Приседанья начинай. 
    Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
    А в конце — ходьба на месте, 
    Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 
     

    Мы размяться все успели и переходим с вами к творческой работе.

    Воспитатель: а сейчас я хочу показать для чего еще люди, используют соль.

    Творческая работа.

    Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

    -Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

    «Появился во дворе он в холодном декабре.

    Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

    К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

    (дети пальчиками рисуют снеговика на соли).

    «Ежик на неё похож,

    листьев вовсе не найдёшь,

    как красавица стройна,

    и на новый год важна (елка)

    Покружилась звездочка

    В воздухе немножко,

    Села и растаяла

    На моей ладошке. (Снежинка)     

      Не огонь, а больно жжёт,

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а печёт? (солнышко)

    Воспитатель: молодцы ребята, понравилось вам на соли рисовать? Еще соль может поднимать настроение. Давайте мы с вами сейчас сделаем баночку «хорошего настроения».

    Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

    Теперь давайте аккуратно по очереди высыпаем нашу соль в стеклянную банку. Посмотрите, что у нас получилось. Теперь, когда у кого-то будет плохое настроение, он посмотрит на нашу баночку и его настроение сразу станет лучше.

    Подведение итогов.

    Воспитатель: с чем вы сегодня познакомились?

    Ответы детей: с солью.

    Воспитатель: давайте еще вспомним что такое соль?

    Ответы детей.

    Воспитатель: что вы узнали сегодня о соли нового?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Как вы думаете ребята Соль полезна или вредна?

    Ответы детей.

    Воспитатель: соль полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

     Что нового вы узнали о соли? Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

    Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

    Ой, ребята, а в сундучке, что, то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

    Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

    Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

    Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

    Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...