Дидактические игры "Средняя группа"
материал (средняя группа)

Байгалина Камила Ринатовна

Дидактические игры по развитию речи "Средняя группа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Семья. Человек            ср.гр

Д.и по развитию  речи «Вспомни, кто что делает»

Цель. Активизировать и закреплять глагольный словарь по теме.

Ход игры

Педагог спрашивает, дети отвечают.

Например:

Педагог. Что дома делает мама?

Дети. Готовит, убирает, стирает, гладит, покупает, смотрит…

Педагог. Что делает брат?

Дети. Играет, гуляет, рисует, бегает, собирает…

Педагог. Что делает папа?

Дети. Читает, работает, отдыхает, покупает, смотрит…

Тема «Семья. Человек             ср.гр

Д.и по развитию  речи «Один-много»

Цель. Упражнять детей в образовании множественного числа имён существительных.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Он возвращает мяч педагогу и называет это слово во множественном числе.

Слова: голова-головы, нос, палец, ладонь, кулак, нога, живот, спина, бровь, ухо, глаз, зуб, губа, щёка, рот,

Тема «Деревья»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Деревья»

Цель.  Развивать у детей слуховое внимание и память. Обогащать словарь по теме .

Материал.    Комплект картинок с изображением дуба, берёзы, клёна, рябины, ели; комплект картинок на каждого ребёнка с изображением листьев соответствующих деревьев.

Ход игры

  Педагог показывает картинки с изображением деревьев, просит назвать их. Затем предлагает детям очень внимательно послушать его. Медленно и чётко педагог произносит название деревьев в определённой последовательности (4-5 слов). Затем просит детей разложить картинки в той же последовательности, проговорить получившийся ряд. (Игра повторяется 3-4 раза со сменой последовательности и количества слов).

Тема «Семья. Человек               ср.гр

Д.и по развитию  речи «Назови ласково»

Цель.  Учить называть слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Материал. Мяч.

Ход игры

Педагог  бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет это слово ласково.

Слова:  сестра, брат, дядя, тётя, имена детей, глаз, ухо, шея, ладонь, нога, пальцы, ребёнок, человек.

Тема «Детский сад. Игрушки»         ср.гр.

Д.и по развитию речи «Кто работает в детском саду»

Цель. Закреплять знания детей о профессиях в детском саду (воспитатель, логопед, повар, врач, помощник воспитателя, педагоги по физкультуре, музыке).

Материал. Предметные картинки6 книга, букварь, кастрюля, витамины, пылесос, мяч, ласты, пианино.

Ход игры

Педагог раздаёт детям картинки-загадки и предлагает угадать по предмету (картинке) профессию человека, который работает в детском саду, затем рассказать, что он делает.

Например:

- Кастрюля-повар. Повар варит суп для детей.

Тема «Детский сад. Игрушки»         ср.гр.

Д.и по развитию речи «Узнай игрушку»

Цель. Закреплять знания детей об игрушках. Соотносить часть игрушки с похожей геометрической фигурой.

Материал. Картинки-схемы игрушек: неваляшка, пирамидка, кубики, машина, мяч, кукла.

Ход игры

Педагог предлагает рассмотреть картинки, назвать игрушки и рассказать, на какие геометрические фигуры похожи их части.

Например:

- Это машина. Кузов похож на прямоугольник, кабина-на квадрат, а колёса-на круги.

Тема «Овощи»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Собери урожай»

Цель. Закреплять  умения детей называть овощи, их форму и цвет. Учить играть дружно, помогать друг другу.

Материал.  Муляжи овощей, две корзины.

Ход игры

 На ковре лежат муляжи овощей-«огород». Педпгог делит детей на две бригады и просит собрать урожай: одних-овощи круглой формы, других-овальной формы. После сбора урожая дети перечисляют овощи овальной и круглой формы, называют красного цвета )зелёного, желтого, оранжевого)

 .

Тема «Овощи»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Поможем маме»

Цель. Закреплять   знание детей об овощах. Упражнять в соотнесении схемы и овоща. Развивать речевую активность в игре, внимание, быстроту мышления.

Материал.   Карточки –схемы овощей и кастрюли..

Ход игры

  Педагог помещает на мольберте картинку кастрюли и предлагает детям «помочь маме сварить борщ»- выбрать овощи (семы), необходимые для приготовления борща, расположить схемы на мольберте, чётко произнося название овощей.

 .

Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Во саду ли, в огороде»

Цель.  Учить детей квалифицировать фрукты, овощи по определённому признаку (по месту произрастания). Развивать быстроту мышления

Материал.  Опорные схемы на каждого ребёнка, кодирующие понятия «сад», «огород»; картинки фруктов, овощей.

Ход игры

 Дети встают в круг, схемы в руках. Педагог показывает картинки с изображением фрукта или овоща, предлагает показать соответствующую схему. Далее педагог предлагает каждому ребёнку назвать изображение на картинке, определить фрукт это или овощ, рассказать, где растёт.

Например: - Яблоко-фрукт, растёт в саду. Капуста –овощ, растёт в огороде.

 Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Найди домик фрукту»

Цель.  Упражнять детей в группировке фруктов по форме и цвету.

Материал.   Карточки  с цветным изображением геометрических форм (овалы, треугольники, круги), муляжи фруктов, обруч

Ход игры

 Дети стоят вокруг большого обруча, где лежат муляжи фруктов. На стульчиках расположены карточки. Это «домики». По сигналу дети «заселяют» фрукты в «домики». Педагог предлагает объяснить свой выбор.

Например:

- Круг красного цвета. Это домик яблока. Овал желтого цвета . там живёт лимон

Тема «Овощи»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Поможем маме»

Цель. Закреплять   знание детей об овощах. Упражнять в соотнесении схемы и овоща. Развивать речевую активность в игре, внимание, быстроту мышления.

Материал.   Карточки –схемы овощей и кастрюли..

Ход игры

  Педагог помещает на мольберте картинку кастрюли и предлагает детям «помочь маме сварить борщ»- выбрать овощи (семы), необходимые для приготовления борща, расположить схемы на мольберте, чётко произнося название овощей.

 .

Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Во саду ли, в огороде»

Цель.  Учить детей квалифицировать фрукты, овощи по определённому признаку (по месту произрастания). Развивать быстроту мышления

Материал.  Опорные схемы на каждого ребёнка, кодирующие понятия «сад», «огород»; картинки фруктов, овощей.

Ход игры

 Дети встают в круг, схемы в руках. Педагог показывает картинки с изображением фрукта или овоща, предлагает показать соответствующую схему. Далее педагог предлагает каждому ребёнку назвать изображение на картинке, определить фрукт это или овощ, рассказать, где растёт.

Например: - Яблоко-фрукт, растёт в саду. Капуста – овощ, растёт в огороде.

 

Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Найди домик фрукту»

Цель.  Упражнять детей в группировке фруктов по форме и цвету.

Материал.   Карточки  с цветным изображением геометрических форм (овалы, треугольники, круги), муляжи фруктов, обруч

Ход игры

 Дети стоят вокруг большого обруча, где лежат муляжи фруктов. На стульчиках расположены карточки. Это «домики». По сигналу дети «заселяют» фрукты в «домики». Педагог предлагает объяснить свой выбор.

Например:

- Круг красного цвета. Это домик яблока. Овал желтого цвета . там живёт лимон

Тема «Овощи»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Поможем маме»

Цель. Закреплять   знание детей об овощах. Упражнять в соотнесении схемы и овоща. Развивать речевую активность в игре, внимание, быстроту мышления.

Материал.   Карточки –схемы овощей и кастрюли..

Ход игры

  Педагог помещает на мольберте картинку кастрюли и предлагает детям «помочь маме сварить борщ»- выбрать овощи (семы), необходимые для приготовления борща, расположить схемы на мольберте, чётко произнося название овощей.

 .

Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Во саду ли, в огороде»

Цель.  Учить детей квалифицировать фрукты, овощи по определённому признаку (по месту произрастания). Развивать быстроту мышления

Материал.  Опорные схемы на каждого ребёнка, кодирующие понятия «сад», «огород»; картинки фруктов, овощей.

Ход игры

 Дети встают в круг, схемы в руках. Педагог показывает картинки с изображением фрукта или овоща, предлагает показать соответствующую схему. Далее педагог предлагает каждому ребёнку назвать изображение на картинке, определить фрукт это или овощ, рассказать, где растёт.

Например: - Яблоко-фрукт, растёт в саду. Капуста –овощ, растёт в огороде.

 Тема «Фрукты»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Найди домик фрукту»

Цель.  Упражнять детей в группировке фруктов по форме и цвету.

Материал.   Карточки  с цветным изображением геометрических форм (овалы, треугольники, круги), муляжи фруктов, обруч

Ход игры

 Дети стоят вокруг большого обруча, где лежат муляжи фруктов. На стульчиках расположены карточки. Это «домики». По сигналу дети «заселяют» фрукты в «домики». Педагог предлагает объяснить свой выбор.

Например:

- Круг красного цвета. Это домик яблока. Овал желтого цвета . там живёт лимон

 

Тема «Деревья»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Найди такой же»

Цель.   Учить детей  находить предметы по сходству. Закреплять названия листьев в соответствии с названием дерева. Развивать внимание.

Материал.    Листья с разных деревьев.

Ход игры

  Педагог раздаёт детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листья разлетелись». Дети «разлетаются» по площадке. Затем произносит слова: «Раз, два, три - такой же найди!». Дети объединяются, называют с какого дерева у них листья

Тема «Грибы. Ягоды»              ср.гр.                

Д.и по развитию речи «Скажи наоборот»

Цель.   Упражнять детей в употреблении слов-антонимов.  

Материал.     Картинки с контурным изображением грибов.

Ход игры

    Перед детьми картинка. Педагог просит закончить фразу подходящим словом.

Например:

 -   Это гриб старый, а это гриб-…(молодой).

- Старый гриб большой, а молодой-…(маленький).

-У большого гриба толстая ножка, а у маленького-…(тонкая).

- Большой гриб съедобный, а  маленький-…(ядовитый).

Тема «Грибы. Ягоды»          ср.гр.                    

Д.и по развитию речи «Хитрые слова»

Цель.   Упражнять детей со словами - амонимами.  

Материал.     Картинки - схемы

Ход игры

     Педагог предлагает детям объяснить разницу в значении слов (лисичка, шляпка, ножка). Затем дети составляют предложения со словами -амонимами.

 

Тема «Грибы. Ягоды»                 ср.гр.              

Д.и по развитию речи «Назови ласково»

Цель.    Учить детей образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Материал.     Мяч.

Ход игры

     Педагог  бросает мяч ребёнку, одновременно называя слово. Ребёнок возвращает мяч, называя слово ласково.

Слова: лес-лесок, поляна, гриб, шляпа, малина, корзина, сок, суп.

 

Тема «Осень»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Листики осенние»

Цель.     Расширять глагольную лексику детей. Развивать внимание, мышление.

Материал.     Схемы, отражающие «действия» листьев (висят, падают, лежат, кружатся, мокнут, шуршат).

Ход игры

 Педагог предлагает детям рассмотреть схемы, ответить на вопросы: «Что делают листья» и придумать предложение.

Например:

 -  Висят. Листья висят на ветке.

Тема «Осень»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Осень наступила»

Цель.      Закрепить знания детей об изменениях в состоянии природы, поведении человека и животных, связанных с осенним временем года.

Материал. Схема осеннего периода года, два комплекта карточек с изображением контуров природных явлений, предметов, растений. Животных, обруч.

Ход игры

 Педагог  раздаёт детям карточки, просит встать вокруг обруча. Далее показывает карточки по одной. Ребёнок узнаёт свою, называет соответствующее изменение в природе и помещает карточку в обруч.

Например:

 -   Осенью с деревьев опадают листья.

Тема «Мебель»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Мебель для Мишутки»

Цель.        Закреплять названия мебели в уменьшительно-ласкательной форме.

Материал.  Предметные картинки: медведь Михаил Иванович, медвежонок мишутка; парные картинки: стол, стул, кровать, диван, шкаф разного размера.

Ход игры

  Педагог вспоминает с детьми сказку «Три медведя». Затем предлагает поиграть с картинками. Он показывает большую картинку с изображением мебели для медведя. Дети находят маленькую картинку с изображением мебели для Мишутки и называет её.

Например:

- Для медведя-стол, для Мишутки-столик.

Тема «Мебель»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Выложи из палочек»

Цель.         Закреплять знания детей о предметах мебели

Материал.   Мяч

Ход игры

   Дети встают в круг. Педагог произносит основную часть предложения и бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение подходящим словом и возвращает мяч.

Например:

-  Сильно захотелось спать? В спальне ждёт тебя…(кровать).

- Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

- Мы с вареньем чай попьём за обеденным …(столом).

- Приятно будет милой маме отдохнуть на мягком…(диване).

- Кофту, брюки, тёплый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Тема «Мебель»                               ср.гр.

Д.и по развитию речи «Выложи из палочек»

Цель.        Закреплять  зрительный образ предметов мебели. Развивать мелкую моторику рук.

Материал.   Счётные палочки, карточки-схемы предметов мебели (стул, кровать, диван, стол, шкаф).

Педагог: Мебель делают на мебельной фабрике. Это трудная работа. Мы тоже попробуем сделать мебель из счётных палочек по образу.

Тема «Домашние животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Кто что любит есть?»

Цель.    Учить  образовывать форму винительного падежа имён существительных. Закреплять словарь по теме.

Материал.     Набор, графических схем с изображением домашних животных и продуктов питания.

Ход игры

     Педагог  предлагает детям рассмотреть графическую схему с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».

Например:

- Кошка любит пить...(молоко)..

Тема «Домашние животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Сравни животных»

Цель.     Расширять словарь детей по теме. Учить сравнивать животных по разным картинкам.

Материал.     Предметные картинки из серии «Домашние животные».

Ход игры

     Педагог  предлагает сравнить:

  • По величине: корову и поросёнка, лошадь, и собаку.

Образец ответа:

- Корова больше поросёнка.

- Поросёнок меньше коровы.

  • По физической силе: лошадь и козу, собаку и кошку.

Образец ответа: «лошадь сильнее козы, коза слабее лошади»

 .

Тема «Домашние животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Какую пользу приносят животные?»

Цель.    Учить  соотносить домашних животных и предметы с графической схемой; составлять предложения; активизировать словарь по теме.

Материал.     Набор графических схем: домашние животные, мышка, дом, молоко, мясо, тележка, шерсть,

Ход игры

     Педагог  демонстрирует детям графические схемы с животными и просит назвать их. Затем задает ребятам вопрос: «Какую пользу приносят животные?» Ответив на вопрос, дети подбирают графическую схему с предметом к животному и составляют предложение.

Например:

- Кошка ловит мышей.

Тема «Домашние животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «У кого что?»

Цель.    Учить детей  образовывать форму родительного падежа имён существительных. Активизировать словарь по теме.

Материал.     Предметные картинки из серии «Домашние животные»

Ход игры

     Педагог  просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.

Например:

- У кого рога и вымя?...(У коровы).

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Кто что ест?»

Цель.    Учить детей   соотносить графическую схему с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.

Материал.      Набор графических схем с изображением диких животных и их продуктов питания.

Ход игры

     Педагог   предлагает детям рассмотреть графическую схему с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?»

Например:

- Заяц ест траву.

- Медведь ест траву.

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Длинный - короткий»

Цель.     Развивать у детей умение сравнивать два предмета разной длины.

Материал.       Предметные картинки из серии «Дикие животные».

Ход игры

     Педагог   предлагает детям  закончить предложение.

Например:

- У зайца длинные уши, а у медведя…(короткие).

- У медведя короткие уши, а у зайца…(длинные).

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Сравни»

Цель.     Обогащать и активизировать словарь детей. Учить сравнивать животных по разным параметрам.

Материал.       Предметные картинки из серии «Дикие животные».

Ход игры

     Педагог   предлагает  сравнивать:

  • По величине: медведя и волка, лису и зайца.

Образец ответа:

- Медведь больше волка. Волк меньше медведи.

 

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «У кого что?»

Цель.    Учить  образовывать форму родительного падежа имён существительных. Активизировать словарь по теме.

Материал.       Предметные картинки из серии «Дикие животные»

Ход игры

     Педагог    просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.

 - У кого длинные уши и короткий хвост?...(У зайца).

- У кого зубастая пасть?...( У волка).

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Кто чем защищается?»

Цель.    Учить  образовывать форму творительного падежа имён существительных. Активизировать словарь по теме.

Материал.       Предметные картинки из серии «Дикие животные».

Ход игры

     Педагог    выставляет картинки на мольберт и просит закончить предложение, подсказав нужное слово.

Например:

- Волк защищается …(зубами).

- Медведь защищается…(когтями).

Тема «Дикие животные»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Узнай животное»

Цель.     Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать внимание, память, зрительный гнозис.

Материал.       Картинки животных: медведь, лиса, волк, заяц.

Ход игры

     Педагог    просит детей придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и найти подходящую картинку.

Например:

 - Большой (кто?)…(медведь).

- Хитрая (кто?)…(лиса).

Тема «Посуда»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Узнай предмет»

Цель.     Развивать слуховое внимание, словарь по теме.

Материал.       Предметы посуды.

Ход игры

     Педагог  описывает предмет, характеризуя его признаки. Дети узнают и называют предмет посуды.

 

Тема «Посуда»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Собери и назови»

Цель.     Закреплять знание предметов посуд и их частей.

Материал.        Разрезные картинки с изображением посуды и её частей.

Ход игры

     Педагог  предлагает собрать целое из частей, назвать получившийся предмет и его части.

 

Тема «Посуда»    ср.гр.                          

Д.и по развитию речи «Четвёртый лишний»

Цель.      Развивать логическое мышление, внимание, речь.

Материал.         Картинки с изображением посуды и предметов, близких к ней по некоторым признакам (ваза, ведро, горшок для цветов).

Ход игры

 На столе перед детьми разложены предметные картинки.

Например: чашка, стакан, кружка, ведро.

Педагог предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, назвать изображённые предметы, определить лишний предмет и объяснить, почему он лишний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект дидактических игр по Монтессори – педагогике во второй младшей группе На тему: Встреча на круге. Упражнение в тишине. Дидактические игры –« Розовая башня. Биологический и геометрический комод .Шумящие коробочки .Вкусовые баночки. Этюд «Вкусные к

Цель игры :Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи , формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур ,развитие слуха, вкусовых каче...

Конспект дидактической игры "Группы растений" II младшая группа

Игра знакомит детей с различными группами растений: овощами, фруктами, ягодами, цветами. Игра направлена на развитие речи, способствует мыслительной деятельности, обогащению словаря детей. В процессе ...

Дидактические игры группы №10.

Дидактические игры группы №10. Презентация...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...