Метод замещающего онтогенеза
картотека (подготовительная группа)

Надежда Скляр

Комплекс упражнений

Упражнение «Яйцо» - символизирует внутриутробное существование ребенка

Цель –достижение симбиотического гармоничного существование с родителем

Ощущения, которые испытывает ребенок – трансо-медитативный экстаз (полное ощущение гармонии с внутренним миром и самим собой, состояние умиротворения и покоя). Ребенок в анабиотическом состоянии.

Исходное положение: Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу. Особое условие –максимальный телесный контакт мамы с ребенком, ребенок повторяя изгибы маминого тела погружается телесно во внутритрубное состояние.

Когда упражнение выполняется впервые, то ребенка просят просто принять нужное положение, иногда просто молча усаживают и говорят в слух: «играем в яйцо».

Ребенок с травматикой рождения, внутриутробной гипоксией, будет активно вырываться через секунду после принятия положения, не нужно удерживать ребенка силой. Спокойным голосом взрослый, работающий в паре с ребенком, повторяет односложные успокаивающие предложения: «нужно немного посидеть как яичко», «давай ты будешь цыпленок», «где мой маленький цыпленок», «а кто у нас будет яичком», и так далее. Не нужно угрожать и торговаться с ребенком. Каждый последующий раз попытайтесь спокойно «заговорить», ласковыми словами ребенка и добиться все большего нахождения в данной позе. Основным показателем успешности пробуждения телесной памяти будет расслабленное пребывание ребенка внутри «яйца» - подобно трансу. Возможно непроизвольное слюнотечение, отрешенность, вокализация. Признаки того, что ребенка «передержали в яйце»- обмякание, или засыпание. Тонус мышц должен оставаться нормальным, ребенок в трансе, а не в гипнозе, для тестирования уровня сознания возможен вербальный контакт, можно подпеть вокализации, можно попросить присоединиться к своей песне, можно раскачиваться в такт пению, ощущая телесный контакт, у детей с аутостимуляциями в позе «яйцо», непроизвольные движения переводят в произвольные –можно захватывать ручки ребенка и усиливать колебательные движения, или менять вектор покачиваний конечностями. Играть в «сорока-ворона», «пальчик, где твой домик».

Постепенно так же как введение ребенка в транс, ребенка начинают «пробуждать» - подготавливая к следующему этапу –рождения «вылупления из яйца»

Первыми сигналами начала родов, является ощущения границ пространства вокруг «эмбриона», пространство начинает меняться, можно усилить телесный контакт, можно сильней покачиваться, можно массажировать стопы малыша, постепенно усаживая ребенка в позу необходимую для «рождения» -стопы стоят на полу, руки ребенка выводятся из кольца рук взрослого и ложатся на колени взрослого поверх его рук, формируется «пружинка» из тела ребенка, готовая «выпрыгнуть наружу». Ребенка просят «вылупиться». Отталкиваясь от коленей взрослого и опираясь на собственные ступни, ребенок распрямляет тело, перешагивает через кольцо сомкнутых перед ним родительских рук. Эмоцию, которую дарит «мама цыпленка» ребенку – радость от рождения. Ребенку разрешается минуты 2-3 побегать, попрыгать, можно покричать.

Ребенок должен «насытиться телесно», ощущением «рождения»

Упражнение «тоннель» - символизирует опыт трансформации во враждебную среду

Цель –формирование мотивации достижения успеха, при помощи преодоления препятствия

Ощущения, которые испытывает ребенок – катарсис. Родившийся ребенок, не важно каким способом, впервые получает стресс от смены среды обитания, через трансформацию органов дыхания, с первым вздохом, он получает первый опыт победы над смертью, в новых условиях среды.

Исходное положение: так, как этот период наиболее травматичен для телесной памяти, то проводят его поэтапно, над кричащим и прыгающим «родившимся» ребенком два взрослых, поднимают на уровень взрослого роста, так, чтобы ребенок не зацепился за края простынь, желательно светлых тонов, создавая как бы арку, предлагая ребенку побегать туда-сюда в этой арке, возможно арка будет «бегать за ребенком», возможно, ребенок будет прыгать, пытаясь опустить края простыни и сломать арку, возможно, будет стоять на месте. Только добившись того, что ребенок спокойно пробегает под аркой, можно постепенно опускать края, образуя небольшой тоннель, по которому ребенку предлагается пробежать по направлению к маме, или любой женщине, если упражнение выполняется с папой. Можно заглянуть в конец тоннеля, подзывая ребенка по имени. Постепенно высота тоннеля уменьшается и ребенка просят проползти на четвереньках, и только после проползти по-пластунски.

Помните, это самый травматический момент рождения, телесно –ребенок помнит нехватку воздуха, боль от компрессии, страх смерти. Не спешите сразу заставить ребенка ползти по тоннелю. Сами ползанья на четвереньках и по-пластунски, отрабатываются отдельно без тоннеля в ходе занятий, и только потом ребенку предлагается выполнить упражнения. Иногда дети долго играют в «тоннель» сами, пролезая под любым одеялом, когда например, мама заправляет кровать, или самостоятельно сидят под одеялом, выглядывая и выражая бурные эмоции. Это происходит потому, что человеческий организм –очень уникален и границы его самотерапии бесконечны, «отработать» травматику рождения получив неоценимый опыт победы над смертью ребенку необходимо столько раз, сколько это необходимо.

Детям, которые испытывают сильный дискомфорт выполняя данное упражнение, предлагают вариации «тоннеля» - например «шалаш» и «приведение».

Упражнение «шалашик» - или домик, ребенка в положении «яйцо» накрывают вместе с мамой прозрачным цветным платком, светлых оттенков, и предлагают высунуться из домика, можно вначале попросить сделать это упражнение маме с ребенком на руках, плавно снимая платок с головы ребенка, повторять -«ку-ку».

После того, как ребенок спокойно участвует в игре можно переходить к упражнению «приведение».

Упражнение «приведение» - на свободно передвигающегося после «вылупления из яйца» ребенка накидывают цветной платок, сопровождая выражением: «Ой, кто это? Это приведение, дикое но симпатичное, ну-ка напугай маму». Малыш, будет в начале, стягивать платок, затем включиться в игру, возможно, будет ходить в платке, разглядывая мир в разноцветных красках. Если подобное поведение слишком долго будет продолжаться, то следует позвать ребенка по имени, спрашивая: «А кто у нас спрятался?» И после того, как ребенок спокойно реагирует на присутствие чужеродной тряпицы над головой переходим к тоннелю.

Телесное насыщение ощущением победы в поведении ребенка проявляется - иногда нарушением сна, гиперактивностью, чрезмерными капризами, усилением стереотипий и аутостимуляций.

Присутствие данных признаков свидетельствует о том, что психотерапевтический процесс запущен, при ярко выраженных проявлениях нужно обратиться за помощью к специалисту психологу который курирует ваш замещающий онтогенез, возможно, что-то в технике исполнения упражнений делается не так как должно.

Упражнение «куколка», или «лялечка» - символизирует приобретение когнитивного опыта, проходит в две фазы: фаза –полного доверия, и фаза выбора

Цель – этап формирования характера, моделирование поведение –слияние, разделение, безысходность-свобода, солидарность-автономия      

Ощущения, которые испытывает ребенок – формируется модель сосуществования, приобретение когнитивного опыта, построение границ возможного, не возможного

Исходное положение: пеленание в «лялечку» можно начинать с промежуточных упражнений «домик и приведение», в первом случае ребенка не накрывают с головой, а накрываю на плечи платок, как пальто, если ребенок может спокойно бегать как приведение то начинают покрывать не голову платком а плечи, постепенно заменяя платок на простынь. Условием упражнения в начале, если ребенок сильно сопротивляется упражнение выполняется со спины, руки взрослого с простынью как бы обнимают ребенка со спины постепенно заматывая и разворачивая ребенка к себе лицом, и когда ребенок спокойно переносит процедуру пеленания без головы можно накидывать простынь на голову, заматывая ребенка, как новорожденного в пеленку. Затем можно взять ребенка на руки покачать, и положить на пол, предварительно площадь вокруг должна быть освобождена от лишних предметов. Ребенка укладывают и молча садятся рядом. Возможно, как в яйце, беседовать с ребенком, можно петь колыбельную. Условие правильного выполнения не сон, а контакт с мамой. Затем ребенок должен самостоятельно развернуться мама одобрительно разделяет желание ребенка освободиться, подбадривает его в процессе освобождения от пеленки.

Только после того, как ребенок успешно разворачивается, поверх пеленки, ребенка оборачивают на два широких оборота скотчем, при этом с ребенком все время поддерживают вербальный и эмоциональный контакт. После укладывают, и разделяют радость от освобождения.

Упражнение пеленание, у детей старше 5 лет дополняют обертыванием бумажным скотчем рук до локтя , педагоги-психологи, часто трактуют данное упражнение как развитие мелкой моторики и развитие телесной чувствительности на болевое воздействие. Визуально после подобного упражнения появляются кровоподтеки под скотчем, возможно данное упражнение относится эволюционно к развитию волевой регуляции, и формирует положительный опыт победы над проблемой. Так как руки являются вторым информативным инструментом невербального общения, и данное упражнение стимулирует активность коммуникации, у детей до 5 лет я обычно применяю обертывание туалетной бумагой, « игра в мумию». Ребенка обматывают туалетной бумагой и просят разорвать путы, порванную бумагу комкают и бросают в друг друга, к онтогенезу имеет сомнительное отношение, но для развлечения с детьми после всех этапов рождения подходит!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleuks_uprazhneniy_mzo.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений

Упражнение «Яйцо» - символизирует внутриутробное существование ребенка

Цель –достижение симбиотического гармоничного существование с родителем

Ощущения, которые испытывает ребенок – трансо-медитативный экстаз (полное ощущение гармонии с внутренним миром и самим собой, состояние умиротворения и покоя). Ребенок в анабиотическом состоянии.

Исходное положение: Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу. Особое условие –максимальный телесный контакт мамы с ребенком, ребенок повторяя изгибы маминого тела погружается телесно во внутритрубное состояние.

Когда упражнение выполняется впервые, то ребенка просят просто принять нужное положение, иногда просто молча усаживают и говорят в слух: «играем в яйцо».

Ребенок с травматикой рождения, внутриутробной гипоксией, будет активно вырываться через секунду после принятия положения, не нужно удерживать ребенка силой. Спокойным голосом взрослый, работающий в паре с ребенком, повторяет односложные успокаивающие предложения: «нужно немного посидеть как яичко», «давай ты будешь цыпленок», «где мой маленький цыпленок», «а кто у нас будет яичком», и так далее. Не нужно угрожать и торговаться с ребенком. Каждый последующий раз попытайтесь спокойно «заговорить», ласковыми словами ребенка и добиться все большего нахождения в данной позе. Основным показателем успешности пробуждения телесной памяти будет расслабленное пребывание ребенка внутри «яйца» - подобно трансу. Возможно непроизвольное слюнотечение, отрешенность, вокализация. Признаки того, что ребенка «передержали в яйце»- обмякание, или засыпание. Тонус мышц должен оставаться нормальным, ребенок в трансе, а не в гипнозе, для тестирования уровня сознания возможен вербальный контакт, можно подпеть вокализации, можно попросить присоединиться к своей песне, можно раскачиваться в такт пению, ощущая телесный контакт, у детей с аутостимуляциями в позе «яйцо», непроизвольные движения переводят в произвольные –можно захватывать ручки ребенка и усиливать колебательные движения, или менять вектор покачиваний конечностями. Играть в «сорока-ворона», «пальчик, где твой домик».

Постепенно так же как введение ребенка в транс, ребенка начинают «пробуждать» - подготавливая к следующему этапу –рождения «вылупления из яйца»

Первыми сигналами начала родов, является ощущения границ пространства вокруг «эмбриона», пространство начинает меняться, можно усилить телесный контакт, можно сильней покачиваться, можно массажировать стопы малыша, постепенно усаживая ребенка в позу необходимую для «рождения» -стопы стоят на полу, руки ребенка выводятся из кольца рук взрослого и ложатся на колени взрослого поверх его рук, формируется «пружинка» из тела ребенка, готовая «выпрыгнуть наружу». Ребенка просят «вылупиться». Отталкиваясь от коленей взрослого и опираясь на собственные ступни, ребенок распрямляет тело, перешагивает через кольцо сомкнутых перед ним родительских рук. Эмоцию, которую дарит «мама цыпленка» ребенку – радость от рождения. Ребенку разрешается минуты 2-3 побегать, попрыгать, можно покричать.

Ребенок должен «насытиться телесно», ощущением «рождения»

Упражнение «тоннель» - символизирует опыт трансформации во враждебную среду

Цель –формирование мотивации достижения успеха, при помощи преодоления препятствия

Ощущения, которые испытывает ребенок – катарсис. Родившийся ребенок, не важно каким способом, впервые получает стресс от смены среды обитания, через трансформацию органов дыхания, с первым вздохом, он получает первый опыт победы над смертью, в новых условиях среды.

Исходное положение: так, как этот период наиболее травматичен для телесной памяти, то проводят его поэтапно, над кричащим и прыгающим «родившимся» ребенком два взрослых, поднимают на уровень взрослого роста, так, чтобы ребенок не зацепился за края простынь, желательно светлых тонов, создавая как бы арку, предлагая ребенку побегать туда-сюда в этой арке, возможно арка будет «бегать за ребенком», возможно, ребенок будет прыгать, пытаясь опустить края простыни и сломать арку, возможно, будет стоять на месте. Только добившись того, что ребенок спокойно пробегает под аркой, можно постепенно опускать края, образуя небольшой тоннель, по которому ребенку предлагается пробежать по направлению к маме, или любой женщине, если упражнение выполняется с папой. Можно заглянуть в конец тоннеля, подзывая ребенка по имени. Постепенно высота тоннеля уменьшается и ребенка просят проползти на четвереньках, и только после проползти по-пластунски.

Помните, это самый травматический момент рождения, телесно –ребенок помнит нехватку воздуха, боль от компрессии, страх смерти. Не спешите сразу заставить ребенка ползти по тоннелю. Сами ползанья на четвереньках и по-пластунски, отрабатываются отдельно без тоннеля в ходе занятий, и только потом ребенку предлагается выполнить упражнения. Иногда дети долго играют в «тоннель» сами, пролезая под любым одеялом, когда например, мама заправляет кровать, или самостоятельно сидят под одеялом, выглядывая и выражая бурные эмоции. Это происходит потому, что человеческий организм –очень уникален и границы его самотерапии бесконечны, «отработать» травматику рождения получив неоценимый опыт победы над смертью ребенку необходимо столько раз, сколько это необходимо.

Детям, которые испытывают сильный дискомфорт выполняя данное упражнение, предлагают вариации «тоннеля» - например «шалаш» и «приведение».

Упражнение «шалашик» - или домик, ребенка в положении «яйцо» накрывают вместе с мамой прозрачным цветным платком, светлых оттенков, и предлагают высунуться из домика, можно вначале попросить сделать это упражнение маме с ребенком на руках, плавно снимая платок с головы ребенка, повторять -«ку-ку».

После того, как ребенок спокойно участвует в игре можно переходить к упражнению «приведение».

Упражнение «приведение» - на свободно передвигающегося после «вылупления из яйца» ребенка накидывают цветной платок, сопровождая выражением: «Ой, кто это? Это приведение, дикое но симпатичное, ну-ка напугай маму». Малыш, будет в начале, стягивать платок, затем включиться в игру, возможно, будет ходить в платке, разглядывая мир в разноцветных красках. Если подобное поведение слишком долго будет продолжаться, то следует позвать ребенка по имени, спрашивая: «А кто у нас спрятался?» И после того, как ребенок спокойно реагирует на присутствие чужеродной тряпицы над головой переходим к тоннелю.

Телесное насыщение ощущением победы в поведении ребенка проявляется - иногда нарушением сна, гиперактивностью, чрезмерными капризами, усилением стереотипий и аутостимуляций.

Присутствие данных признаков свидетельствует о том, что психотерапевтический процесс запущен, при ярко выраженных проявлениях нужно обратиться за помощью к специалисту психологу который курирует ваш замещающий онтогенез, возможно, что-то в технике исполнения упражнений делается не так как должно.

Упражнение «куколка», или «лялечка» - символизирует приобретение когнитивного опыта, проходит в две фазы: фаза –полного доверия, и фаза выбора

Цель – этап формирования характера, моделирование поведение –слияние, разделение, безысходность-свобода, солидарность-автономия

Ощущения, которые испытывает ребенок – формируется модель сосуществования, приобретение когнитивного опыта, построение границ возможного, не возможного

Исходное положение: пеленание в «лялечку» можно начинать с промежуточных упражнений «домик и приведение», в первом случае ребенка не накрывают с головой, а накрываю на плечи платок, как пальто, если ребенок может спокойно бегать как приведение то начинают покрывать не голову платком а плечи, постепенно заменяя платок на простынь. Условием упражнения в начале, если ребенок сильно сопротивляется упражнение выполняется со спины, руки взрослого с простынью как бы обнимают ребенка со спины постепенно заматывая и разворачивая ребенка к себе лицом, и когда ребенок спокойно переносит процедуру пеленания без головы можно накидывать простынь на голову, заматывая ребенка, как новорожденного в пеленку. Затем можно взять ребенка на руки покачать, и положить на пол, предварительно площадь вокруг должна быть освобождена от лишних предметов. Ребенка укладывают и молча садятся рядом. Возможно, как в яйце, беседовать с ребенком, можно петь колыбельную. Условие правильного выполнения не сон, а контакт с мамой. Затем ребенок должен самостоятельно развернуться мама одобрительно разделяет желание ребенка освободиться, подбадривает его в процессе освобождения от пеленки.

Только после того, как ребенок успешно разворачивается, поверх пеленки, ребенка оборачивают на два широких оборота скотчем, при этом с ребенком все время поддерживают вербальный и эмоциональный контакт. После укладывают, и разделяют радость от освобождения.

Упражнение пеленание, у детей старше 5 лет дополняют обертыванием бумажным скотчем рук до локтя , педагоги-психологи, часто трактуют данное упражнение как развитие мелкой моторики и развитие телесной чувствительности на болевое воздействие. Визуально после подобного упражнения появляются кровоподтеки под скотчем, возможно данное упражнение относится эволюционно к развитию волевой регуляции, и формирует положительный опыт победы над проблемой. Так как руки являются вторым информативным инструментом невербального общения, и данное упражнение стимулирует активность коммуникации, у детей до 5 лет я обычно применяю обертывание туалетной бумагой, « игра в мумию». Ребенка обматывают туалетной бумагой и просят разорвать путы, порванную бумагу комкают и бросают в друг друга, к онтогенезу имеет сомнительное отношение, но для развлечения с детьми после всех этапов рождения подходит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!

Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка. Метод замещающего онтогенеза.

Ознакомление с материалами презентации способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОУ в области нейропсихологического подхода к развитию ребенка.    ...

Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми ОВЗ

Данна презентация служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми ОВЗ....

Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии

Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...

Метод замещающего онтогенеза. А.В. Семенович.

Для дифференциально-диагностической квалификации и коррекции различных типов онтогенезе необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом с...