Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми ОВЗ
презентация по логопедии по теме

Шитова Светлана Владимировна

Данна презентация служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод замещающего онтогенеза коррекционной работы с детьми ОВЗ МАДОУ комбинированного вида Д/С №8 Динской район Учитель –логопед: Шитова С. В 2015 год

Слайд 2

Статистика современной детской популяции В настоящее наблюдается резкий рост числа детей с отклонениями в психическом развитии, особенно это видно в образовательном пространстве в целом: яслях, детских садах, школах. Статистика показывает: около 60-70% детской популяции рождается с различными родовыми травмами (чаще всего микротравмами шейного отдела ); происходит накопление препатологических и патологических стигматов (знаков). Причем это место имеет даже в случаях, когда ребенок «здоров» по объективным клиническим показателям ; дизонтогенез речевых процессов с самого раннего возраста проявляется в разнообразных вариантах отклоняющегося развития; отягощение соматического развития, постепенно перестает рассматриваться специалистами как сколь-нибудь значимое отклонение от нормы. Представления о норме «реакции», «нижней границе нормы» становится все более либеральной, условной;

Слайд 3

Статистика современной детской популяции В виду этого: длительное лечение/ коррекция не приводят к принципиальному улучшению ; открытие новых синдромов отклоняющегося развития ( первыми из которых заявляют о себе специфические логопатии ); возникновение и накопление определенных феноменов. Скачек индексатов агрессивности и токсикоманий, гиперактивность и дефицит внимания, неготовность к обучению, увеличение числа детей с признаками правосторонней эпиготовности , повальное снижение иммунных механизмов адаптации и дессинхронноз функционирования различных систем организма ; Общепопуляционная дизонтогенетическая картина становится все более поли-морфной и не всегда поддается традиционным методам коррекции. Как правило, за тем или иным или иным фасадом обнаруживается обилие привходящих симптомов, каждый из которых претендует считаться первичным.

Слайд 4

Причины популяционного детского неблагополучия 1. Изменение внешних условий и факторов жизни : частые ядерные испытания, экологические и технические катастрофы , применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консер-вантов , лекарственных препаратов ; революционный скачек в области средств связи, кардинально изменивший электромагнитное поле Земли. 2 . Развитие нынешнего ребенка протекает иначе, чем 20-25 лет назад. Соматическая и мозговая организации поведения человека, рожденного и вскормленный естественным путем, играющего в подвижные игры, принци-пиально отличается от человека, рожденного с помощью кесарева сечения или стимуляторов, искусственно вскормленного , завернутого в памперсы, растущего в окружении « псевдособеседников и « псевдоинформации » в лице компьютерной субкультуры. Всё это приводит в онтогенезе речи (и психическом развитии) не к неспособности ребенка говорить (хотя и этот элемент также присутствует), а к не-способности к усвоению и, следовательно, использованию родного языка, как главного инструмента сознания, присвоения культурного опыта (связи времен) и общения.

Слайд 5

Отклоняющееся развитие Термин « отклоняющегося развития» введен нейропсихогом , профессором МГППУ А.В.Семенович более 20 лет назад . Данный термин описывает пограничную между нормой и патологией часть детской популяции. Это субпопуляция – «нейтральная полоса», из которой каждый потенциально способен выйти в нормальную зону.

Слайд 6

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии когнитивный метод : чаще всего ориентированный на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования тех или иных психических функций. Например, речи, речеслуховой памяти и т.д. метод двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун , у-шу, ,массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные техники , которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов открывает нам еще раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души «психики» и «тела»: первый ориентирован «на голову», а «второй «на тело».

Слайд 7

Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в развитии Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводится к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы. Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, т.к. в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разноплановых дефектов. В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комплексного нейропсихологического сопровождения ребенка». Ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза.

Слайд 8

Метод замещающего онтогенеза В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович, Умрихин, Циганок , 1992; Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина , Семе- нович , 1997; Семкнович , Вообьева , Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2008). Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО )- базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вари-антами развития через упражнения.

Слайд 9

Идеология метода замещающего онтогенеза Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блока мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Актуальность метода замещающего онтогенеза: Активизация развития высших психических функций через сенсомоторное воздействие с учетом общих закономерностей онтогенеза.

Слайд 10

Системный подход к коррекции метода замещающего онтогенеза Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза, вызывает активизацию всех высших психических функций . Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного воздействия отдать предпочтение двигательным методам. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

Слайд 11

Принципиальное отличие традиционных методов коррекционной работы от метода замещающего онтогенеза Традиционные методы: о тсутствии иерархии Метод замещающего онтогенеза: с облюдении иерархии Обычная суммация Когнитивные методы Методы двигательной коррекции Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза Включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов

Слайд 12

Сопровождение детей по методу замещающего онтогенеза Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. Основные блоки упражнений: – дыхательные упражнения – глазодвигательные упражнения; - упражнения двигательного репертуара; - растяжки; - релаксация Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.

Слайд 13

Дыхательные упражнения Индивидуальные Групповые

Слайд 14

Глазодвигательные упражнения

Слайд 15

Упражнения двигательного репертуара

Слайд 16

Растяжки

Слайд 17

Упражнения двигательного репертуара на развитие межполушарных связей

Слайд 18

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Проект «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, имеющими ОНР и ЗПР»

Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Совместный проект психолога, учителя – логопеда, воспитателей средней группы: «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми среднего возраста, и

Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром....

Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Актуальность МЗО «Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ. Метод замещающего онтогенеза» определяется тем, что с одной стороны современный уровень клинико-психолого-педагогичес...