Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод замещающего онтогенеза | 725.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автором метода МЗО является А.В. Семенович известный нейропсихолог , профессор МГППУ. Идеология ее метода основана на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Актуальность МЗО «Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ. Метод замещающего онтогенеза» определяется тем, что с одной стороны современный уровень клинико-психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями требует привнесения инновационных технологий в воспитательно-образовательный процесс, который строится на различных дидактических принципах и междисциплинарном научно-теоретическом подходе. А с другой стороны, определяется высокой численностью детей c различными вариантами нарушений развития, трудностями их адаптации к современным требованиям в массовых и специализированных учебных заведениях.
Основополагающий принцип: Метода замещающего онтогенеза соотнесение актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. .
Цель метода замещающего онтогенеза- мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень. Этот термин подчеркивает связь между движениями и психическими функциями- восприятием, памятью , мышлением, речью. И тем самым обеспечивает психическое и психологическое развитие ребенка. МЗО помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтоганеза , помогает ребенку восполнить пробелы развития.
Блоки программы по МЗО. Программа по методу замещающего онтогенеза состоит из 2 блоков обязательного и дополнительного. Обязательных дыхательных, глазодвигательных упражнений, так называемых «растяжек», «ползаний», массажей, самомассажей и релаксации.
Дыхательные упражнения. Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции . Ритмическое дыхание обеспечивает хорошее самочувствие, энергетический тонус, развивает концентрацию внимания. Ритмирование организма через дыхание- основа нейропсихологической коррекции СДВГ
Глазодвигательные упражнения: отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. Выполняются примерно так же. Как диагностика у невролога. Но здесь цель именно тренировка. В норме оба глаза двигаются одновременно и плавно не соскальзывая с предмета и не отстают друг от друг. Этот блок упражнений очень важен, потому что ядра черепных нервов, управляющих движениями глаз находятся в структурах, которые отвечают энергетическое обеспечение работы мозга.
Массаж «волшебных точек» Повышает сопротивляемость организма, способствует улучшению обменных процессов, лимфо - и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет большую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профессионалами. Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей .
Растяжки и ползание позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может явиться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребёнка ( гипо и гипертонус ) . Всем известно такое явление, как ходьба или даже бег « на цыпочках» ребенка раннего возраста
Дополнительный блок. Дополнительный, но не менее важный блок программы - ее психологическая часть, в которую входят детские тренинги, специальные занятия на развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, развитие мелкой моторики. и познавательных процессов. МЗО можно применять в логопедической и коррекционной работе, с обычными и особенными дошкольниками.
Противопоказания МЗО Метод замещающего онтогенеза (МЗО) имеет противопоказания, как и любой другой метод, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом (неврологом). Например, при заболевании эпилепсией, нужно сопровождение невролога и в программе коррекции исключены дыхательные упражнения. При наличии ДЦП - есть специальная коррекционная программа, адаптированная для детей с ДЦП.
Противопоказания МЗО Метод противопоказан в острый период любого инфекционного заболевания, при травмах в остром периоде, хирургических вмешательствах на этапе ранней реабилитации. В процессе прохождения программы по МЗО в середине курса могут возникнуть временные ухудшения состояния ребенка, которые закономерны при формировании новых нейронных связей.
МЗО и ФГОС С 2015 года основные теоретические положения и научно-практические разработки «метода замещающего онтогенеза» внесены в реестры ФГОС дошкольного и школьного образования. Таким образом, они впервые стали обязательной частью общеобразовательного процесса. Это позволяет специалистам различного профиля использовать полученные знания, умения и навыки в широком психолого-медико-педагогическом контексте при работе с детьми разных возрастов и категорий. (норма, субнорма , патология).
Рекомендуемое пособие Р А.В. Семенович НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА Учебное пособие
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!
Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...
Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"
Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....
Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка. Метод замещающего онтогенеза.
Ознакомление с материалами презентации способствует повышению профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОУ в области нейропсихологического подхода к развитию ребенка. ...
Метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми ОВЗ
Данна презентация служит в качестве вспомогательного инструмента в коррекционной работе с детьми ОВЗ....
Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии
Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»
Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...
Нейропсихологическое сопровождение процессов развития дошкольников с ОВЗ по методу замещающего онтогенеза
Презантация содержит материал для знакомства с понятиями "нейропсихология", метод "замещающего онтогенеза" и др., рассматривается актуальность выбора данного направлени...