Нейропсихологическое сопровождение процессов развития дошкольников с ОВЗ по методу замещающего онтогенеза
презентация по коррекционной педагогике

Велигорская Елена Викторовна

Презантация содержит материал для знакомства с понятиями "нейропсихология",  метод "замещающего онтогенеза" и др.,  рассматривается актуальность выбора данного направления работы,область применения, смысл занятий, виды упражнений и ожидаемый результат. Информация может быть полезна педагогам и психологам, работающим с детьми с особыми возможностями здоровья.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskoe_soprovozhdenie_2_marta_23_g.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологическое сопровождение процессов развития дошкольников с ОВЗ по методу замещающего онтогенеза. Выполнил: Велигорская Е.В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 55 «Радость» г.Лесосибирска

Слайд 2

Содержание. 4 Актуальность выбора технолог. 1 2 3 5 Теория. Краткий экскурс. Область применения . Смысл занятий. Виды упр -й. Ожидаемый результат.

Слайд 3

В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в физическом и пси­хическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюда­ется в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе . 1. Актуальность. Многие специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагоги­ческие методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом—ми­шень», во многих случаях перестали приносить результаты. Достаточно очевидно, что у современных детей преобладают мозаичные и/или системные нарушения.

Слайд 4

Что бы ни делал человек, ему с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук и ног. Но главное: они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу . Современные дети как раз демонстрируют ситуацию , когда эти системы работают « вразнобой». А это препятствует развитию практи­чески всех психических процессов. Причины этих нарушений тесно связаны с приобретенным в раннем мла­денчестве (или внутриутробно) дефицитом глубинных систем мозга - недостаточно сформированными подкорково-корковыми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной рабо­ты полушарий мозга. Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптималь­ным является системный подход .

Слайд 5

Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комп­лексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка», где ее фундаментом является метод замещающего онтогенеза, созданный в 1990—1997 гг. А.В. С еменович, Б. А. Архипов, С.О. Умрихин, А.А. Цыганок , и др. В нейропсихологическом контек­сте данная технология многие годы демонстри­рует свою неизменную эффективность . Это системный подход к коррекции психи­ческого развития и а билитации ( система лечебно-педагогических мероприятий для предупреждения и лечения ) ребенка, при котором когнитивные и двигательные методы должны применятся в некотором иерархизированном комп­лексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Слайд 6

2. Теория. Краткий экскурс. Нейропсихология - наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека ) , нацеленная на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека . Онтогенез - процесс индивидуального развития человека от момента зачатия до конца жизни.

Слайд 7

Метод замещающего онтогенеза ( МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга . Её основной принцип: планомерное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза».

Слайд 8

Правильный захват ручки складывается из общего моторного развития ребенка

Слайд 9

«Каждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен нейропсихосоматической системой ребенка - его телом в движении, т. к. именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу для дальнейшего наращи­вания всего психического потенциала. Иначе в его 12 лет вам придет­ся заставлять ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в мяч и т.п., чтобы элементарно сформировать у него межполушарные вза­имодействия рук и ног и иные необходимые координации и прочее, как это предлагается в методе замещающего онтогенеза». Из кн. Семенович А.В. « Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие», 2 007.

Слайд 10

Теория трех функциональных блоков мозга ( III ФБМ ). Теория трех функциональных блоков мозга ( III ФБМ) А.Р. Лурия является выдающимся теоретическим открытием. Это основа нейропсихологии . Данная теория постулирует (доказывая устанавливает ) иерархический принцип мозговой организации психи­ческой деятельности человека , складывающийся поэтапно в ходе лежания-сидения-ползания-стояния-хождения ребенка (человека).

Слайд 12

I функциональный блок мозга - непроизвольная саморегуляция , включа­ющая генетически заложенные, ин­стинктивные формы физической и психической активности человека и его заложенным энергетическим потенциалом. Метафорический «де­виз» этого уровня : « я хочу».

Слайд 13

II блок - прием, переработка и хранение информации. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в те­чение жизни навыков и автоматизмов. Это пласт пси­хики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привле­чения дополнительных осознаваемых средств. Девиз этого уровня : «я могу».

Слайд 14

III б лок программирования, регуляции и контроля Это уровень произвольной саморегуляции , самостоятельного, ак­тивного программирования (соответственно прогнозирования результа­тов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отре­зок времени). Девиз это­го уровня: «я должен».

Слайд 15

3 . Область применения. Нейропсихологические занятия помогают улучшить ситуацию при наличии след. проблем в развитии: 1)задержке речевого развития, тяжелых нарушениях речи, 2) задержке психического и психоречевого развития (ЗПР ), 3) гиперактивности и дефиците внимания , 4) различных эмоциональных нарушениях, 5) аутизме 6) иных интеллектуальных нарушениях.

Слайд 16

4 . Смысл нейропсихологических занятий. Виды упражнений. Нейропсихологические занятия с детьми помогают : р азвивать способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю, повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять , научиться управлять телом и своими психическими процессами. Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций.

Слайд 17

Основные виды упражнений: Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями, что способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).

Слайд 18

Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.

Слайд 20

Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию). Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Слайд 21

5 . Ожидаемый результат. Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Комплекс нейропсихологических упражнений в рамках данной технологии направлен на: изменение структуры нарушенных функций мозга (память, внимание, мышление, восприятие и др .) и их компенсацию, оказывая помощь таким образом, чтобы в дальнейшем ребенок мог самостоятельно обучаться и контролировать свое поведение, - приблизить его к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в обычную социальную среду.

Слайд 22

P.S. Важно: нейропсихологические технологии ориентированы на деятельность мозга . Они могут нанести вред ребенку, будучи неграмотно используемыми . Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка. Метод замещающего онтогенеза.

Ознакомление с материалами презентации способствует  повышению профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОУ в области нейропсихологического подхода к развитию ребенка.    ...

Использование метода "замещающего онтогенеза" в реабилитации детей в нарушениями в развитии

Теоретические и практические методы нейропсихологического сопровождения детей с ОВЗ...

Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Актуальность МЗО «Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ. Метод замещающего онтогенеза» определяется тем, что с одной стороны современный уровень клинико-психолого-педагогичес...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...