Консультация для педагогов.Воспитание гражданственности у дошкольников.
консультация (старшая группа)

Фатеева Марина Николаевна

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;• воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения сраны;формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность., которые «установят» сами.Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т. д.В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).Рекомендуется также проведение интегрированных занятий, например, «Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России» и т. д.Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России» : ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье – кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер.Разработана система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая четыре направления – «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы рядом живем», предусматривающей организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности.Очень важно взаимодействие с родителями воспитанников, что обеспечивает тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитаниягражданственности.Задача ДОУ и      педагогов заключается в обеспечении детям дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.

Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей дошкольного возраста является воспитанием человека-гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Воспитание речевой культуры младших дошкольников с помощью театрализованной деятельности"

Педагогом представлен теоритический материал по воспитанию речевой культуры младших дошкольниковс помощью театрализованной деятельности....

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"

консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...

Консультация для педагогов "Воспитание добрых чувств у дошкольников"

quot;Если добрые чувства не воспитаны в детстве,их никогда не воспитатешь"...

Консультация для педагогов "Воспитание патриотических чувств у дошкольников в детском саду"

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего покол...

Консультация для педагогов "Воспитание начал патриотизма и гражданственности"

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников....