Опыт по теме: "Развитие функциональной грамотности в ДОУ"
статья (младшая группа)

Попова К.И.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функциональной грамотности детей, начиная с дошкольного возраста.
 Дошкольный возраст – это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Функционально-грамотно развитый человек-самостоятелен, инициативен, готов обучаться, обладает умением презентовать себя и свой продукт на различных уровнях, способен принимать нестандартные решения. И наша задача как педагога, создать условия, для формирования базовых компетенций современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малыши, переступившие порог группового помещения, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того насколько правильно будут созданы эти условия, во многом зависит успешная адаптация ребёнка и его дальнейшее развитие.

Приоритетная модель организации среды в группе младшего возраста базируется на двух подходах. Первый: ДОУ – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; второй: специально-организованная среда для полноценного и разностороннего развития воспитанников с учетом основных видов деятельности.

Изменение предметной среды в группе продиктовано требованиями ФГОС ДОУ. Изучив требования, мы изменили пространство группы. Высокие шкафы мы положили на бок, оборудовали их дополнительными стеллажами, убрали дверцы, что обеспечило свободный доступ к дидактическому материалу. Наша группа выглядит яркой красивой, соответствует возрасту, сезонам, имеет свою индивидуальность. Интерьер группы, приблизили к домашнему. Например, комфортные нарядные кресла в центре книги побуждают детей присесть и полистать книгу.

Для младшего возраста основной вид деятельности это предметная деятельность, экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто, вода, снег...), совместные игры со взрослыми и под руководством взрослого, самообслуживание и действия бытовыми предметами-орудиями (лопатка, совок, леечка, метелочка, щетка). Условия для восприятия музыки сказок, стихов. Восприятие иллюстраций, репродукций картин, двигательная активность.

 В целевые ориентиры предполагают, что ребенок на этапе завершения дошкольного возраста, будет инициативным, любознательным и самостоятельным, с развитым воображением, соблюдающим правила, следующий социальным нормам, хорошо владеющий устной речью, умеющий принять решения с опорой на свои знания, умения. А это все, ни что иное, как основы функциональной грамотности.

 Например, уже с детьми младшего возраста, мы можем говорить о читательской грамотности. Дети проявляют интерес к книге, знают произведения, способны выразить свое отношение к герою, по иллюстрациям могут легко пересказать произведение имитируя чтение, имеют предпочтения (любимые книги, формат книг, иллюстративное оформление и т.д.). Т.е. малыши проявляют азы читательской компетентности: понимают текст, излагают текст, оценивают текст, способны применить знания в игровой/самостоятельной деятельности и совместной с педагогом.

.

Учитывая интерес детей к познанию, экспериментированию в центре познания и экспериментальной деятельности имеются дидактические игры на цвет, форму, величину; пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, пазлы, дидактические коврики, много бросового и природного материала, оборудование для игр с песком и водой. Что-то сделали сами, что-то приспособили для экспериментов. (слайд стол 3 –х угольный с выемками для песка, экспериментальная ванночка для опытов с водой). В центре есть предметы по уходу за растениями: лейки, лопатки, тазы. Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.  Природный материал для исследования: песок, вода, глина, шишки, ветки, разные виды бумаги, краски, пластилин. Материал хранится в удобных емкостях. Следовательно, игры и упражнения с этими материалами и оборудованием будут способствовать формированию новых знаний, взаимосвязей и представлений т.е. формированию естественно-научной грамотности (в том числе экологической).

   В спальне детей ждет уютная атмосфера, игрушка малыша, которую он будет крепко обнимать во время сна, а на стенах размещены изображения забавных зверят на облаках, которые желают детям спокойного сна. Классическая, спокойная музыка перед засыпанием, способствует хорошему отдыху, а бодрая помогает проснуться. Гармонично оформленная среда формирует у детей эмоциональную восприимчивость, стандарты красоты, эстетический и музыкальный вкус.

                                                                                                 

В центре развития конструкторских способностей есть большой вместительный стеллаж с разнообразными видами конструктора. Занятия со строительным материалом способствует развитию крупной моторики, математическому развитию, развитию пространственного мышления, самостоятельности. Строители дополнены нестандартным материалом (ткань, коробочки, веревочки, ленты), он помогает детям реализовать некоторые задумки и стимулирует к проявлению творческих, нестандартных решений в возведении построек. По окончании игры дети убирают строительный материал на стеллажи.                                                                            

В центр творчества расположены удобные столы для творчества, полки с доступным материалом для детей        Доска, где ребенок может разместить свои работы. Так же есть тумба для детских работ, которая свободно переносится в приемник, там родители могут ознакомиться с творчеством детей. Материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски). Для стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного созданы аудио и видеотеки для засыпания, приема пищи.                                                                                                                  

Формированию социально коммуникативной и речевой грамотности способствует хорошо организованный центр театра. Уголок ряженья всегда вызывает интерес детей, формирует адекватное представление о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. В центре есть зеркало, чемодан с атрибутами для костюмов, вешалка с костюмами, дети подбирают костюмы и обыгрываю различные ситуации.                                                                              Центр релаксации, обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка группы. С этой же целью используются ширмы, палатки.

Предметная среда, организованная по всем правилам, ее оснащение стимулирует самостоятельную деятельность детей.   Разнообразные игрушки персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формирует представление об окружающем мире, побуждает к активной игровой деятельности.

ИТОГ.

Таким образом, можно сделать вывод, что пространственная среда имеет важное значение для формирования функциональной грамотности.

 А направление развития во многом зависит от нас педагогов, от того как устроена среда, какими игрушками, пособиями оснащена группа и умения педагога создания ситуаций, средств стимулирующих формирование базовых компетенций современного человека.

ё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».

Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....

Опыт на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе применения игровых методов и приемов"

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словар­ным составом, грамматическим строем. Содержательность речи зависит от содержательности жизни д...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....