Использование интеллектуальных игр в работе с одаренными детьми
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

Использование интеллектуальных игр

в работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp-e_igr_odar_detyam.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

Использование интеллектуальных игр

в работе с одаренными детьми

г. Закаменск

Одним из приоритетных направлений образовательной политики нашего государства является забота об одаренных детях и талантливой молодежи, ее творческом, интеллектуальном, духовном и физическом развитии. Именно поэтому перед каждым педагогом стоит задача, направленнная на обеспечение формирования интеллектуального потенциала нации путем создания оптимальных условий для всесторонне одаренных детей и учащейся молодежи. Создание условий для выявления и оптимального развития соискателей дошкольного образования, в том числе талантливых, одаренных, а также просто способных детей является одним из главных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения. И это именно то направление, которое требует согласования действий многих субъектов образовательного процесса: заведующего, практического психологапедагогов, родителей, общественности.

Наиболее благоприятный период для развития детского таланта — это дошкольное детство. Поэтому задача педагога-дошкольника — найти, раскрыть и способствовать развитию способностей ребенка. Выявить одаренных детей среди других можно разными способами. Например, обратиться к психологу, провести собственные наблюдения.

Одаренные дети оказываются ярче всего в таких сферах деятельности: интеллектуальной, академических достижений, творчества (креативности), коммуникации и лидерстве, в различных видах деятельности и двигательной сфере.

Интеллектуальная сфера

Одаренный ребенок отличается хорошей памятью, живым мышлением, любознательностью, хорошо решает задачи, связанно излагает свои мысли, может иметь способности практически применить знания.

Сфера академических достижений — это успехи в освоении чтения, математики и т.п.

Творчество (креативность)

Ребенок очень любознателен, проявляет независимость и оригинальность, выражает оригинальные идеи.

Общение

Хорошо приспосабливается к новым ситуациям, легко общается со взрослыми и сверстниками, проявляет лидерство в играх и занятиях с детьми, инициативный, берет на себя ответственность за свои действия.

Сфера художественной деятельности.

Ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации, увлекается художественными занятиями, его работы отличаются оригинальностью. Проявляет интерес к музыке, легко воспроизводит мелодии, с удовольствием поет, пытается создавать музыку.

Двигательная сфера

Высокий уровень мелкой моторики, четкая зрительная-моторная координация, широкий диапазон движений, хорошо владеет телом, высокий уровень развития основных двигательных навыков.

Характерные особенности одаренных детей:

- Одаренные дети обладают хорошей памятью, личным мировоззрением, хорошо развитым абстрактным мышлением.

- В одаренных детях хорошо развито сознание, теоретический образ мышления.

- Одаренные дети, как правило, очень активны и чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, иногда делами, непосредственно не касающимися занятия.

- Одаренные дети предъявляют к себе высокие требования, у них остро развитое чувство справедливости, они больно воспринимают общественную несправедливость.

- Одаренные дети настойчивы в достижении результата в сфере, которая их интересует, для них характерен творческий поиск.

- Они хотят учиться и достигают в этом успехов. Обучение дает им удовольствие.

- Благодаря многочисленным умениям (классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, планировать и прогнозировать, делать выводы) они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью, особенно в области литературы, математики, проведении опытов.

- Они умеют критически оценивать окружающую деятельность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, фантазировать.

- Они задают много вопросов и заинтересованы в положительных ответах на них.

- Занятие для них особенно интересно тогда, когда используется исследовательский метод.

- Одаренные дети с удовольствием выполняют сложные и долгосрочные задачи.

- Одаренные дети проявляют устойчивый интерес к чтению, имеют значительный по объему словарный запас.

- Благодаря частому обращению к средствам массовой информации, они, в основном, умеют быстро выделять наиболее значимые сведения, пытаются самостоятельно найти важные источники информации.

- Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых требует много времени.

- Одаренным детям присуще чувство юмора, они имеют хорошее здоровье, жизнерадостные, хотя изредка попадаются дети со слабым здоровьем.

- У них преувеличенное чувство страха, эмоциональная несбалансированность по сравнению с их сверстниками.

Чтобы дети успешно учились в школе, необходимо формировать у них познавательный интерес еще в детском саду. Проведение интеллектуальных игр способствует применению дошкольниками своих знаний о различных предметах, явлениях, дети могут сполна проявить эрудицию. Ведь обычно в таких играх участники должны отвечать на вопросы из разных областей знаний.

Потребности дошкольников в рамках традиционных занятий не всегда могут быть удовлетворены из-за разного уровня развития сверстников. Поэтому работа с одаренными или просто способными детьми может приобретать разные формы.

Игра- самое любимое занятие детей. Интеллектуальная игра – это вид игры, который базируется на применении участниками своего интеллекта и эрудиции. Именно в данном виде учебной деятельности проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Интеллектуальная игра способствует формированию умения нестандартно мыслить, быстро и лаконично излагать свои мысли, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для детей ситуации. Среди интеллектуальных игр: кроссворды, ребусы, загадки, метаграммы, анаграммы, шарады, чайнворды, шашки, шахматы, «Танграм», «Волшебные палочки», «кубик Рубика», чудо-змейка, головоломки, лабиринты, компьютерные игры и др.

Интеллектуальные игры которые можно использовать в своей работе: командные и индивидуальные. Особенностью командных интеллектуальных игр является то, что дети не только демонстрируют свои знания, но и учатся сотрудничать, достигать общей цели, поддерживать друг друга. Среди командных игр, которые можно проводить с детьми: «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Математический марафон», «Логический квест». Задания к командным интеллектуальным играм составляют вопросы на логику, смекалку, внимание.

Во время индивидуальных игр, в которых каждый играет сам за себя, дети могут проявлять инициативу, демонстрировать свои знания и умения, а затем гордиться своими достижениями.

Заслуживает внимания и такая разновидность интеллектуальных игр, как настольно-печатные. Такие игры ярко оформлены и направлены на развитие: логического мышления — «Угадай быстро», «Реши задачи»; внимания — «Лабиринт»; памяти — «Головоноги», «Бим-Бам»; смекалки — «Необычная викторина» и тому подобное. Популярными являются игры на карточках. Их можно использовать по-разному, они не занимают много места и позволяют детям играть без участия взрослого.

Итак, интеллектуальные игры для детей должны решать такие основных задач:

Игра должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, воспитывать в ребенке дух соперничества, учить не бояться конкуренции, развивать детский энтузиазм.

Игра не должна быть слишком сложной, чтобы ребенок не утратил любопытства, как и слишком легкой, на которую ребенок может обратить внимание. Она должна быть с оптимальным уровнем сложности.

Должно обеспечивать мыслительную, познавательную активность ребенка, формировать основу адаптации ребенка к сосуществованию в детском коллективе.

Игра должна быть наградой для ребенка, интересным моментом в жизни, а не наказанием. Чтобы избежать подобных ассоциаций, ребенок должен чувствовать, что его старания замечают другие, хвалят его умения и не ругают за ошибки или поражение.

Законы интеллектуальной игры должны строиться по принципу: минимум зрителей – максимум задействованных.

Но, чтобы играть ребенку было интересно и полезно, надо учитывать возраст ребенка, особенности его развития и эмоциональное состояние.

Интеллектуальные игры объединяет одна общая черта: они призваны всесторонне развивать детей, направлять в желаемое русло формирование их мировоззрения. Каждая интеллектуальная игра несет в себе глубокую смысловую нагрузку и имеет конкретно определенную цель, путь к которой лежит через выполнение задач, поставленных перед ребенком в игре. Эти задания отличаются разнообразием, постепенно усложняются, периодически повторяются в другой игре и хорошо выполняются детьми, в связи с чем достигается необходимая последовательность в усилении влияния на развитие умственных и физических способностей детей.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, формируются такие качества как сообразительность, находчивость, эрудированность, дух соперничества, яркая эмоциональность, что приносит ребенку радость и наслаждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности в работе с одаренными детьми

Использование театрализованной деятельности в работе с одаренными детьми...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

План работы с одаренными детьми в интеллектуальном развитии

Пояснительная запискаРазвитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассмат...

Календарно-тематический план для работы с одаренными детьми (вокальный кружок) с использованием здоровьесберегающих технологий

Полностью разработаны темы занятий, задачи музыкального воспитания, музыкальный репертуар с учетом использования современных инновационных технологий по сохранению и охране голоса ребенка....

Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач»

В данном документе представлен мастер-класс на тему: Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных спо...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Конспект организованной образовательной деятельности по работе с одаренными детьми на тему: «Интеллектуально-спортивная игра форт Баярд». Восп

Тема:  «Интеллектуально-спортивная игра форт Баярд»Ведущая образовательная область: Познавательная  деятельность.Цель: Внедрение инновационных технологий, адаптированных методов ...