Консультации, буклеты, памятки для педагогов
консультация

Кравченко Лилия Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов.

Как эффективно взаимодействовать с папами своих воспитанников

  1. Рассказывайте папам об успехах их детей и о детсадовских проблемах, внушая, что без их активного участия проблемы решить просто невозможно.
  2. Мужчинам всегда неприятно терять контроль над ситуацией, предоставьте папам возможность контролировать важные вопросы, связанные, например, с порядком организации для них развлекательных или спортивных мероприятий в детском саду.
  3. Учитывайте, что основное отличие мужской психологии от женской – это различное отношение к соперничеству и к оценке своей конкурентоспособности. Если вам удастся организовать соревнование между папами или в детском саду стал ощущаться дух соперничества, папы начнут активно включаться в жизнь детского сада.
  4. В основе эффективных связей и деловых контактов мужчин была и остается игра. Принятые с детства правила соревнования – это основа мужских межличностных отношений. Установите в детском саду определенные важные для всех правила, подключив к выработке этих правил пап своих воспитанников.
  5. Жизнь для отцов в большей степени, чем для матерей, - это конкуренция и борьба. Создайте для пап ваших воспитанников условия, в которых они бы это ощутили в полной мере.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Сенсорная комната в ДОО»

Подготовил

педагог-психолог:

Кравченко Л.Н.

Октябрь, 2023г

Тема: «Сенсорная комната в ДОО»

консультации психолога для воспитателей, сенсорная комната, занятия в сенсорной комнате, сенсорная комната в доуСенсорная комната - это мощный инструмент для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и   познавательного развития. Это организованная   особым образом окружающая среда, состоящая из большого количества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, тактильные и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната:

  • помогает   в стимулировании сенсорной чувствительности и  двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает   общую и мелкую моторику, улучшает   координацию движений;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;(уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение);
  • повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект;
  • расширяет   кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;    
  • помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении);
  • помогает  развитию  речи;
  •  помогает решить проблемы с социальной адаптацией.

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития,   значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело   воспользовавшись средой сенсорной  комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень  привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

Занятия в сенсорной комнате положительно влияют на развитие как здоровых детей, так и детей с недостатками зрения и расстройствами   речи.

Погружение в атмосферу сенсорной комнаты   напоминает   о том, что кроме стрессов существуют еще и   маленькие радости жизни. Самостоятельность ребенка в пространстве сенсорной комнаты   формирует опыт  стрессоустойчивого   поведения, поскольку ставит его в ситуацию свободного выбора.

В этой необычной комнате мы узнаем, что привычный для нас мир, привычные вещи становятся совсем другими,    волшебным. Здесь можно  спрятаться в водопад ( «сухой» душ), играть со звездным светом («Звездное небо», проектор «Звезды»), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая   лампа, лампа «Аквариум»),   плавать в шариках («сухой» бассейн). А еще здесь есть необычная   поляна (настольный фонтан) и очаровательный зеркальный шар с бесконечным   множеством бликов, напоминающий падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков», также   можно поиграть с радугой, молнией и морем (проекторы «Радуга», «Море», ночник «Плазма»).

Но самое интересное еще то, что вещи в этой комнате могут меняться.

В одном помещении можно объединить среду  сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты  используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым   и  с оборудованием  при приглушенном   свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной  для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.  

Среда светлой сенсорной комнаты  используется как   зона для игр и занятий, включая различные игровые модули  для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули,   «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы,   музыкальные, тактильные и  развивающие панно,   дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое  другое.

Среда сенсомоторного развития - зона где физическое развитие идет на основе игры и взаимодействия с игровым оборудованием, позволяющим именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять физические упражнения. Это строительные мягкие модули, туннели, «перекати-поле», «сухой» бассейн, большие гимнастические мячи (игровой стретчинг), детские прыгающие мячи (фитбол), сенсорные тропы для ног, разной сложности и вида и прочее.                     

Сенсорная комната - многофункциональный комплекс, использование которого способно   оптимизировать развитие ребенка, в ней собраны значительное количество стимулов, которые могут служить игровыми заместителями реальных предметов и явлений.

Специалистами в этой комнате проводятся коррекционно-развивающая  и  профилактическая работа со здоровыми   детьми  имеющими проблемы личного,  социального, эмоционального развития,  готовности  к школьному обучению, а также с детьми с проблемами зрения и речи.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.        

Совместные  игры в такой сказочной, комфортной обстановке помогают раскрепоститься, поверить в свои силы, проявить смекалку.  

Групповые  и подгрупповые занятия с дошкольниками в сенсорной комнате хорошо подходят для детей с  проблемами  социальной адаптации.

Игры   с детьми в сенсорной комнате

Стоит учитывать, что для получения устойчивых результатов   занятия   в сенсорной комнате должны проводиться регулярно. Для детей полезно на занятиях использовать сказочные сюжеты, где использование какого-либо  модуля  будет частью сказки.

Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).         

  1. «Путешествие по тропе»

Сначала используется одна тропа.

Используют  3 различных тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок  проходит по тропинке, определяет, что чувствовали   его  ноги, какие чувства испытывал сам  ребенок.

«На море».

Цель: учить расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение. 

Ход проведения:

         Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы лежите или сидите на  песочке. Теплый ветерок обдувает ваше тело. Вам тепло и приятно. Он нежно гладит вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу. Дышим легко, ровно и глубоко.

Вы спокойно отдыхаете   слушаете   шум моря и наблюдаете за движением волн.   Вам легко и хорошо. Вы отдыхали, отдыхали,   но пора в дорогу. Потянулись, улыбнулись, попрощались  с морем и встали.

  1. Игры с песком 
  • «Морское дно».

Цель: развивать воображение, образное мышление.

Ход проведения:

Дети строят из песка   ландшафт морского дна и заселяют его   жителями, разыгрывают воображаемый сюжет.    

  • «Веселые Рыбки».

Цель: создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход проведения:

Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на   цвет воды, определяют,   что  у рыбок веселое настроение. Затем   стремятся передать их движения в танце.

Вариант. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.  

  1. Элементы цветотерапии.

Цель: стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.      

Ход проведения:

Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом  воды.

  • Игра  «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или банки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправы, мылом, духами, цветами.

Ход проведения:

Педагог берет коробочку или банку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех банок, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех банок.

  • Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по рисункам  с изображением различных предметов и явлений (акварельные краски, еловая   ветвь, небольшой дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники и др.) Вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

  • Игра «Удар в музыкальный инструмент»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Материал: бубен,  карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.

Ход проведения:

Детям предлагают  отразить  ритм, нарисованный на карте полосками (длинные - медленные удары, короткие - быстрые). 

  • Игра «Ковер-самолет»

Возраст: для детей от 3 лет.   

Материал: цветная бумага, разноцветные игрушки.

Ход проведения:

На полу лежат несколько листов цветной бумаги (сначала не более 3) и игрушки. Показывая лист бумаги, назовите   предмет, окрашенный в тот же цвет.

Расскажите сказку о волшебных коврах-самолетах, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Сильный ветер понес ковры-самолеты в тридевятое царство и перемешал  все игрушки  и ковры. Добрый волшебник подсказал игрушкам, что если они соберутся в группы по цветам, ковры-самолеты снова поднимутся в воздух.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Дошкольник и мир социальных отношений»

Подготовил

педагог-психолог:

Кравченко Л.Н.

ноябрь, 2023г

 Тема: «Дошкольник и мир социальных отношений»

советы психолога воспитателям детского сада, воспитание дружеских отношений между детьми, воспитание дружбы детейМы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.

Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению.

Психолог. В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.

«Любимчик» - Дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.

«Прилипала» - Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.

«Клоун» - Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива ( «... Это Рома, он всегда так делает ...») Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.

«Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...

«Незаметный» - К такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.

«Неряха» - Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.

Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические детские забавы из вашего детства), ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.

Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

  1. Упражнение «Мы разные».

Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.

  1. Упражнение «Что я люблю, не люблю».

Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга».

  1. Упражнение «Дорисуй полукруг».

На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно».

  1. Упражнение «Закончи предложение».

Детям предлагается закончить предложение:

  • Я не люблю, когда дети в группе ...
  • Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

Цель: проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.

  1. Упражнение «Как расположить к себе окружающих».

Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...

  1. Упражнение «Самооценка».

Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.

Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов «Основные правила общения педагога с родителями».

Общение воспитателя и родителей – тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд...

Буклет для педагогов "Здоровый педагог - здоровый ребёнок."

И так, что же такое здоровье?На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. Всемирная Организация Здравоохранения  дает следующее определение: «Здоро...

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Буклет для педагогов "Социальное партнёрство педагогов ДОУ с родителями"

Данный буклет будет полезен для педагогов ДОУ при сотрудничестве с семьями воспитанников...

Консультации, памятки , буклеты для педагогов и родителей по здоровьесбережению.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: • приобщение детей к физической культуре • исп...

Буклет на тему: "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры".(Консультация родителей и педагогов по теме самообразования).

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоционально...

Консультации, доклады, буклеты для педагогов

                                                      ...