План по самообразованию
рабочая программа
Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Повысить свою компетентность и успешность, учитывая особенности раннего возраста, показать роль игрушки в развивающей работе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.74 КБ | |
| 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя МАДОУ «Детский сад Звездочка» г. Белоярский Неверко Татьяна Викторовна на 2022—2023 учебный год.
Тема самообразования | « Игрушка как одно из средств сенсомоторного развития ребенка от рождения до одного года жизни» | |||
Цель (что я хочу узнать, освоить, применить, научить детей) | Повысить свою компетентность и успешность, учитывая особенности раннего возраста, показать роль игрушки в развивающей работе с детьми. | |||
Задачи (как буду реализовывать цель, через какие мероприятия) Сентябрь-октябрь. Изучение методической литературы. Систематизирование дидактического материала для развивающей работы с детьми от рождения до года жизни. Интернет-ресурсы. Ноябрь-апрель. Этап практический. Приспосабливать пальцы к форме нового предмета. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать слуховую, осязательную, зрительную и двигательную активность. Развивать слуховое и зрительное сосредоточение. Формировать навыки ползания. Научить выполнять направленное движение к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка. Продолжить совершенствовать навыки хватания. Развитие целенаправленных действий, зрительных реакций, эмоционального контакта. Май Этап заключительный. Открытое занятие педагогом ДОУ. Наглядно-иллюстративный материал. Предоставление опыта работы по изучению данной темы. | Самостоятельно | С детьми | С родителями | С коллегами |
1.Проведение мониторинга в группе детей. 2.Обеспечение предметно-развивающей среде с гигиеническими навыками и педагогическими требованиями к игрушке. 3.Проведение развивающей работы с игрушкой с детьми от рождения до года жизни. Оценка результативности реализации развивающей проблеме. 4.Использование методических рекомендаций по работе с игрушками, как средством сенсорного воспитания. 5.Дидактические игры: Игра: « Новая игрушка». Игра «Раскачивание неваляшки» Игра « Мячик» Игра « Доползи до игрушки» Игра « Узелки» Игра «Где игрушка» 6.Создание картотеки дидактических игр. | 1. Работать над координацией и точностью движений руки и глаз, через различные манипуляции с игрушкой. 2.Используя игрушки улучшать общую двигательную активность, мелкую моторику пальцев, кистей рук. 3.Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, активность. | 1.Создать эмационально-комфортную обстановку в общении с родителями. 2.Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе через консультации. | Взаимодействовать с педагогами ДОУ. Обмен опыта работы. | |
Итоговое мероприятие по теме самообразования | Открытое занятие для родителей. На каждого ребенка составлена индивидуальная образовательная программа с использованием дополнительных методических источников. | |||
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Сенсорное развитие
детей раннего возраста посредством
нетрадиционных техник рисования»
Разработала:
Неверко Т.В.
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 5 |
4. | Цель и задачи Программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 7 |
6. | Этапы реализации Программы | 8 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 9 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 14 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 16 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 17 |
8. | Литература | 18 |
- Паспорт Программы
Название программы | Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования |
Автор-разработчик | Воспитатель Неверко Т.В. |
Нормативный срок освоения программы | Один год |
Основания для разработки программы |
|
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
- Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
- Недостаточность практических умений для педагогического сопровождения сенсорного развития воспитанников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования я выбрала:
- формирование необходимых профессиональных знаний по эффективной организации образовательного процесса с детьми раннего возраста;
- формирование необходимых профессиональных умений по сенсорному развитию детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
Для детей раннего возраста сенсорное развитие имеет важнейшее значение, так как благодаря ему происходит развитие органов чувств, формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а также запахе и вкусе. Успешность познавательного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть, от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для реализации задач развития и обогащения сенсорного опыта воспитанников я выбрала нетрадиционные техники рисования.
Особенность данной темы заключается в том, что у детей посредством оригинальной игровой формы взаимодействия накапливаются представления о свойствах и качествах предметов, углубляется восприятие этих предметов.
В процессе применения нетрадиционных техник рисования:
- складывается новый тип внешних ориентировочных действий;
- эффективнее развивается мелкая моторика рук и тактильное восприятие;
- активнее формируются изобразительные навыки и умения;
- осваиваются сенсорные эталоны;
- формируются навыки контроля и самоконтроля;
- закладываются основы наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности дети легче осваивают приемы группировки и классификации предметов и объектов, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме и цвету.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современными подходами к сенсорному развитию воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику сенсорного развития детей раннего возраста.
- Изучить различные техники и технологии нетрадиционного рисования.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по сенсорному развитию воспитанников.
- Создать условия для сенсорного развития детей раннего возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста.
- Разработаны творческие проекты на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, пальчиковые игры и упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
- Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
- Ребенок умеет выделять цвет, форму, величину как свойства предметов.
- Ребенок умеет обследовать и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету по образцам-эталонам.
- У ребенка развита мелкая моторика рук.
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – проектный
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практикоориентированный
Задачи этапа:
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – обобщающий
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста посредством ознакомления с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности. | |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия и программы:
- изучить и проанализировать современные подходы ознакомления и обучения дошкольников нетрадиционным техникам изодеятельности: 1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год. 2) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2; 3) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008; 4) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006; 5) Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004; - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010; 2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005; 3) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015; 4) «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т.Я., - М.: Просвещение, 2001. | |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| Разработать учебно-методический комплект, включающий: - дидактические игры и игровые упражнения: «Волшебные картинки», «Цвета вокруг нас», «Подбери цвет», «Художники-волшебники», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные картинки», «Собери букет» и др.; - игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки», «Составь портрет» и др. - развивающие игры «Игра в цвета», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «А если бы …» и др.; - конспекты НОД «Волшебные пальчики», «Незнайка-художник», «Веселые краски» и др.; - развлечения, праздники «В гостях у художника», «Палка, палка, огуречик …»; - пальчиковые игры «Волшебные бусы», «Елочка», «Курочка», «Мышки», «Пальчики», «Сорока-белобока», «Цветок» и др. - рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Как развивать сенсорные способности ребенка», «Учимся рисовать пальчиками», «Пальчиковые игры для детей», «Развивающие игры с природным материалом», «Формы взаимодействия с воспитанниками по сенсорному развитию» и др.; - буклеты, папки-передвижки для родителей: «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?», «Как сделать поздравительную открытку?», «Способы нетрадиционных техник рисования», «Как развить мелкую моторику у ребенка?», «Дидактические игры для детей», «Учим ребенка различать цвета». | |
4. | Проектирование деятельности | - разработка проектов на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в группе | - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Рисуем вместе», «Веселые карандаши»; - развлечений и досугов «Семь цветов радуги», «Праздник рисования» и др.; - мастер-классов «Пальчиковые игры для детей», «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»; - собраний в клубе «Родительская школа». | |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «В картинной галерее», «Каждый художник желает знать»; - со школой искусств: «Путешествие в мир красок», «Художественная гостиная»; - с Домом культуры: «Мир удивительных картин», «Учимся рисовать». |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление в группе развивающих зон сенсорной направленности: «Юные художники», «Экспериментальная мастерская»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор раздаточного и демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по сенсорному и художественно-эстетическому развитию детей. |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Волшебные поделки», «Юные художники», «Что нам стоит дом построить!»; - презентаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования», «Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей»; - выступлений «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по сенсорному развитию»; - проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие художественного творчества детей раннего возраста в условиях ДОУ», «Активные методы взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования». |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
Научная и методическая литература:
- «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». - М.: Просвещение, 2004.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
- Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
- Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
- Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
- Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
- Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. : Сфера, 2012.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Московский психолого-социальный институт, 2007.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
- Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...
