Картотека по лексической теме "Будь здоров. Безопасность"
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Босова Елена Николаевна

Картотека по лексической теме "Будь здоров. Безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_bud_zdorov.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАТИКА

«Смешинка».

И.п. - произвольное.

Представим, что нам в рот залетела самая настоящая смешинка, и нам всем вдруг стало весело-весело. Прищуриваем глаза, растягиваем губы в радостной улыбке и, нажав указательным пальцем на «хохотатель-ную точку» на кончике носа, начинаем смеяться, произнося: «ха-ха-ха», «хе-хе-хе», «хи-хи-хи», «хо-хо-хо», «ху-ху-ху».

Залетела в рот смешинка,

Засмеялась я: «Ха-ха!»

Ах, смешинка, ты пушинка,

До чего же ты легка!

До чего ж с тобой легко,

«Хи-хи-хи!» и «Хо-хо-хо!»

Я хихикаю: «Хе-хе!»

У меня на языке

Тает, словно льдинка,

Вкусная смешинка!

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Движением полон город

Бегут машины в ряд

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

Стоп, машина! Стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор

Это строгий светофор.

Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко

Светофор на этот раз

Показал зеленый глаз,

Подмигнул и говорит:

«Ехать можно, путь открыт!»

• Медленно открывать и закрывать глаза;

•Быстро моргать

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Город»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Покажите, как спокойно и уверенно пешеходы ходят по улице.

Два пешехода случайно столкнулись друг с другом.

Выразите жестами и мимикой чувство вины от случившегося происшествия.

Изобразите недисциплинированного пешехода, переходящего улицу на красный свет.

Передайте состояние заблудившейся девочки, ее мамы, прохожих и милиционера.

Образные перевоплощения

Изобразите светофор. Покажите мимикой и жестами отношение светофора к дисциплинированным и недисциплинированным пешеходам. Что мог бы сказать красный, желтый и зеленый свет светофора этим пешеходам?

Действия с воображаемыми предметами

Придумайте действия к заданным ситуациям: Что мы делаем на улице? Что мы видели на улице? Дворник подметает улицу и поливает газоны.

«Транспорт»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Изобразите внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и пилота воздушного судна; действия водителя автобуса, велосипедиста и мотоциклиста; смелых и трудолюбивых моряков. Моряки бросают якорь, вытягивают сети с рыбой, поднимают паруса, тянут канат, спускают на воду шлюпку и гребут к берегу.

Образные перевоплощения

Изобразите автобус, переполненный людьми; корабль, попавший в шторм; сломанную машину; летящий самолет. (Имитация езды на велосипеде, мотоцикле, самокате, машине и автобусе.)

«Угадайте, что я делаю». Один ребенок показывает какое-либо действие, например «заливает» в бак бензин, «прикручивает» колесо, «заводит» машину, «крутит руль» и т. д., а другие — угадывают, а затем повторяют его действия.

Выполнение движений в соответствии со смыслом текста стихотворения.

К нам бегут автобусы

С добрыми глазами

И двери перед нами

Распахивают сами.

А мы

Уже с работы,

А мы

Уже устали...

Добрые автобусы,

Как они узнали?..

Троллейбус приглашает:

«Ш-ш-шу,

прошшу ко мне,

Ко мне прошшушшу!»

И подошли трамваи

С добрыми глазами,

И завели трамваи

Добрыми голосами:

«Блям, блям,

К нам! К нам!»

Пожалуйста, входите

И располагайтесь.

Только не кричите!

Только не толкайтесь!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Транспорт»

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

ЛОГОРИТМИКА

«Машины»

На улице нашей                        Дети двигаются из одного конца группы

Машины, машины.                        в другой, держа в руках воображаемый

Машины-малютки,                        руль.

Машины большие.

Спешат грузовые,                        Делают разворот, двигаются в противо-

Фырчат легковые.                        положную сторону.

Торопятся, мчатся,

 Как будто живые.

- Эй, машины, полный ход!                Когда все «машины проехали», ребенок-

Я — примерный пешеход:                «пешеход» «переходит улицу» и произно-

Торопиться не люблю,                        сит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

СТИХИ ПРО ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Очень-очень важные правила! 
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.

Спички не тронь!
В спичках огонь!
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек может дом ваш поджечь.

Не играй с электроплиткою.
Спрыгнет с плитки пламя прыткое!

С газом будь осторожен,
От газа пожар возможен!

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!

Погладить рубашку и брюки
Утюг вам поможет, всегда,
Сухими должны быть руки
И целыми провода.

Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!

Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!

Запомните, дети,
Правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01!

Огонь
Он таким бывает разным -
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит
Сам собою на свободе!

Очень скоро подрастёте
И в огромный мир войдёте.
Кто-то станет сталеваром,
Кто-то станет кашеваром,
И в пожарные — на смену
Вы придёте непременно!..

И ещё профессий море,
Где, с огнём дружа и споря,
Вам придётся жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!

А сейчас, шаля, от скуки,
Не берите спички в руки,
Зажигалки, свечи тоже,
Ведь беда случиться может!

Очень важные правила! 
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички
В коробочке — это спички.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя!

Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон — 01.

Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.

Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Обходите стороной
Маленькие детки.

Если огонь в доме
С открытым огнем обращаться опасно!
Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно.
А если зажег — никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай!

Но если случилось свечу уронить,
Бросайся огонь без заминки тушить:
Материей плотной, тяжелой накрой,
А после залей поскорее водой!

Дым и огонь не к добру, так и знай,
Взрослых на помощь скорей призывай,
И в «01» поскорее звони:
Срочно пожарных! Помогут они!

И под кроватью не прячься – учти,
Что от огня просто так не уйти.
Не оставайся в квартире с огнем,
А выбирайся доступным путем:
Мокрым платком нос и рот завяжи,
К двери входной через дым поспеши!

Опасная забывчивость
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит — три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Тили - бом! Тили - бом!

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

ЗАГАДКИ ПО ПДД

Близко – широка,
издалека – узка. 
(ДОРОГА)


Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают –
Людям помогают. 
(СВЕТОФОР) 


 Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему - ... 
(РЕГУЛИРОВЩИК!)

Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает. 
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД)

Железные звери 
Рычат и гудят.
Глаза, как у кошек,
Ночами - горят. 
(МАШИНЫ)


Его работа – пять колёс,
Другого не дано:
Под ним четыре колеса,
В руках – ещё одно. 
(ШОФЁР) 


Что за зебра без копыт:
Не под нею пыль летит,
А над нею вьюга пыли
И летят автомобили. 
(ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД) 

Впереди и сзади,
И по бокам - окошки.
Что за странный домик
На округлых ножках? 
(АВТОМОБИЛЬ) 

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Одноногий светлячок. 
(ФОНАРЬ)


Какое животное помогает нам 
переходить улицу? 
(Зебра) 


Какой свет нам говорит: 
«Проходите – путь открыт» 
(Зелёный) 


Какой свет нам говорит: 
«Вы постойте – путь закрыт!» 
(Красный) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»

Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....

Играем дома! Подбор дидактического материала по лексической теме «Моя безопасность»

Подбор дидактического материала по лексической теме «Моя безопасность»...

Картотека "Будь здоров. Безопасность"

С раннего детства детей надо учить безопасности, предостерегать от несчастных случаев во избежание травм. Материал картотеки позвоняет провести знакомство ненавязчиво, в игровой форме....

Картотека по теме «Будь здоров. Безопасность на дороге».

Картотека по теме «Будь здоров. Безопасность на дороге»....

Лексическая тема: «Азбука безопасности»

В помощь родителям методические разработки...

Лексическая тема "Азбука безопасности"

Задания по лексичеческим темам....