ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (Т.С. КОМАРОВА, И.И. КОМАРОВА)
материал

Пугачева Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

дошкольное отделение

Конспект НОД в средней группе с использование ИКТ

"Королева Осень"

Подготовила

Воспитатель первой категории

Пугачева Е.В.

                                                                 2022 год

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
Цель: продолжать знакомить детей с деревьями и их листьями, закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Программные задачи:
Познавательные:
- воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
- закреплять знания детей об изменениях в природе осенью;
- расширять знания о том, что такое листопад;
Развивающие:
- развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый.
- развитие наблюдательности.
- развитие мелкой моторики.
- продолжать учить согласовывать движения с речью.
- развитие продуктивной деятельности
Воспитывающие:
- учить детей работать вместе, не толкаться.
- воспитывать нравственные качества, взаимопонимание со сверстниками;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Планируемые результаты:
- проявляет интерес к явлениям природы;
- принимает активное участие в двигательной деятельности;
- принимает участие в играх;
- проявляет желание использовать в творчестве природные материалы.
Словарная работа: листопад, кленовый лист, дубовый лист.
Форма проведения: совместная деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за листопадом, сбор разноцветных листьев (с обращением внимания детей на цвет). Рассматривание картин осени. Чтение М.Пришвина «Листопад».
Материалы: клей, тряпочки, высушенные листья разных деревьев, ягоды рябины, ватман, нарисованное женское лицо; компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация для компьютера "Осенний калейдоскоп".

Ход совместной деятельности:
Воспитатель смотрит в окно: Ой, ребята, посмотрите, как красиво за окном! (дети подходят по желанию и смотрят в окно). Посмотрите, а что у нас видно из окна группы? (дети перечисляют, что видят).
Воспитатель акцентирует внимание на деревьях: Какие листочки? Почему? Вспомните, как называется «дождик» из листочков? (листопад)
Воспитатель: Ребята, а что еще бывает осенью? (дождик, солнышко). А что делают звери осенью? (запасы)

«Осень» М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Воспитатель: давайте посмотрим какие еще есть признаки осени и вспомним названия деревьев, их листья и плоды.
Воспитатель показывает детям на доске презентацию слайдов с заданиями "Осенний калейдоскоп".
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сами создадим свою картину осени? (да) Мы с вами будем создавать не просто картину осени, а сделаем саму Королеву Осень при помощи осенних листьев. Но, прежде чем, начать надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Осень» Н. Нищева
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями).
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Укладывают ладони на коленки).
Воспитатель обращает внимание детей на ватман.
Воспитатель: Посмотрите, для нашей картины уже есть красивое и доброе лицо. Но чего-то не хватает. Чего? (одежды). Давайте сделаем для нашей Королевы платье и корону из листьев. А какие листики осенью? (красные, желтые, зеленые, коричневые).
Воспитатель показывает и объясняет, как наклеивать листья. Во время «создания» платья воспитатель при необходимости помогает каждому ребенку, объясняя, что приклеиваем свои листочки на картину (сначала наносим клей на место для приклеивания).

Физминутка на ковре «Осень»
Листья осенние тихо кружатся,
(кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(движения руками по полу вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаются, кружатся)

Воспитатель: Посмотрите, какая картина у нас получилась! (дети рассматривают картину). Чего-то не хватает. Ребята, а что еще бывает осенью кроме листьев? (солнышко, ягоды)
Воспитатель "одевает" на Королеву Осень бусы и серьги из рябины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша картина преобразилась. Что изменилось? Вам нравится? (да). А как назовем нашу картину? (воспитатель подводит к обобщающему понятию осень). Молодцы! Давайте похлопаем себе и товарищу, ведь мы дружно, все вместе создали картину, которую назвали… (осень).
Дети хлопают в ладоши.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

дошкольное отделение

Игры с применением ИКТ

Подготовила

Воспитатель первой категории

Пугачева Е.В.

                                                                 2021 год

Дидактическая игра с применением ИКТ.

«Назови детёнышей»

1. Образовательная область «Речевое развитие». Эта область является приоритетным направлением, т.к. моя тема по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

2. Структура дидактической игры:

Дидактическая задача: упражнять в образовании названий детёнышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Игровая задача: найти к каждому животному своего детёныша.

Правила игры: на интерактивной доске представлены картинки животных и их детёнышей; необходимо картинку каждого животного соотнести с картинкой его детёныша.

Игровые действия: ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с его детёнышем, перетаскивает её стилусом к нему и говорит, кто у кого есть. («У волка – волчата, у волка много волчат». «У ежа – ежата, у ежа много ежат» и т.д.)

                                   «Назови одним словом».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход: На доске в два столбика расположены слова(подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый…) При правильном ответе - слова поощрения

Подбери дольку

игра на формирование представлений об окружающем мире (соотнесение части и целого) для среднего дошкольного возраста с применением технологического приёма "Интерактивная раскраска"

Правила игры: рассмотреть фрукт, изображенный на слайде; выбрать дольку от этого фрукта и нажать по ней левой клавишей мыши. Если ответ правильный - произойдет переход на следующий слайд; если ответ неверный, то изображение дольки станет прозрачным. При каждом правильном ответе раскраска постепенно закрашивается.

Чей домик?

игра на развитие внимания, мышления для детей младшего и среднего дошкольного возраста с применением технологического приема "Волшебная труба"

Правила игры: ребенок рассматривает слайд с изображением домашнего питомца и теневыми изображениями "домиков". Ребенок выбирает домик для питомца и кликает по нему мышкой. В случае правильного ответа, домик пролетает сквозь трубу и останавливается у питомца.

На какую фигуру похоже?

игра на сенсорное развитие для младших дошкольников с применением технологического приёма "Эффект кисти"

Правила игры: ребенок рассматривает предмет, изображенный на слайде, и называет фигуру, на которую он похож. Для проверки ответа, необходимо нажать на кисть. Переход по слайдам осуществляется по кнопке Далее.

Что забыл нарисовать художник?

игра на развитие восприятия, внимания, мышления для детей младшего и среднего дошкольного возраста с применением технологического приёма "Эффект кисти"

Правила игры: ребенок рассматривает рисунок на мольберте художника и называет, чего не хватает. Для проверки правильного ответа необходимо нажать на кисть в руке художника, и она "дорисует" недостающую деталь.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

дошкольное отделение

Доклад

«Применение  инфориационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Подготовила

Воспитатель первой категории

Пугачева Е.В.

                                                                 2021 год

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. А средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Дошкольные образовательные учреждения   не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

        Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

Поэтому, применяя ИКТ стремлюсь сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

Алгоритм использования технологии

1 этап –подготовительный. Поиск дополнительной информации относительно самообразования, развития детей, повышение компетентности родителей. Подготовка к образовательной деятельности; изучение новых методик.

2 этап –основной. Создание собственных презентаций, дидактических игр. Использование разнообразного иллюстративного материала как статического, так и динамического (анимация, видеоматериалы). Использование электронных ресурсов для распространение новых методических идей и новых дидактических пособий; ведение документации. Активное использование новой формы работы с родителями. Использование интернет-ресурсов.

3 этап –заключительный. Накоплена база конспектов занятий с применением ИКТ, презентации к праздникам и развлечениям, к родительским собраниям; база дидактических игр с применением ИКТ.

Работая по  данной теме  я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности - отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов

Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Использование ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях.

1. Теоретическое обоснование о необходимости знаний  ИКТ.

 Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

1.1. Возможности ИКТ

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
  • ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
  • ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары  и др.
  • значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
  • меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
  • с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

  Требования по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста 

Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательно- воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:

  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
  • бесплановость, случайность применения ИКТ, нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками, несоответствие возрасту детей.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для занятия.

Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

С помощью мультимедийных презентаций  разучиваю с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

 

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и

развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • Осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • Объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками. Например:

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Презентации использую как лично созданные, так и использую презентации и из Интернета.

2. Занятия с компьютерной поддержкой.

Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.

Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.

Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

 Практическое использование ИКТ на занятиях

Использование ИКТ для реализации интеграции образовательных областей обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.

Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.

При разработке образовательной деятельности  с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь ребенка
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Мною накоплен опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. ИКТ  включаю в организацию НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста.   Использую для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).  При использовании ИКТ опираюсь на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа использую разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал. Также  использую ресурсы Интернета, что позволяет сделать им процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. 

Отдаю предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана.  Обоснование: необходимость использования ИКТ в НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает современным требованиям.

 Использую презентацию  как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом,  для проверки знаний и т.п. Но основное назначение ИКТ  вижу в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, НОД с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.  

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наград

Использование мультимедийных средств на занятиях в дошкольном учреждении не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации преподносимого детям. Использование современных технологий на занятиях позволяет демонстрировать воспитанникам все явления природы, а так же всех ее обитателей. Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой информации, создавая более четкие представления. 

Как же именно можно построить занятие по изучению окружающего мира с использование мультимедийных средств? Предлагаю рассмотреть это на примере изучения такого представителя животного мира, как бурый медведь. 

  1. Показ фотографии
  2. Показ видеоматериала, демонстрирующего поведение и повадки изучаемого объекта в естественных условиях
  3. Прослушивание реального звука медвежьего рыка
  4. Изучение ареалов обитания медведей
  5. Использование на занятиях распечатанных раскрасок, недорисовок и т.д.  

Задания для закрепления знаний:

  1. Назови животное / явление; 
  2. Угадай чей голосок (голоса животных и звуки природы); 
  3.  Угадай чьи следы; 
  4. Кто где живет и т.д.

И, тем не менее, стоит не забывать, что мультимедиа технологии, являясь наилучшим средством для преподнесения разносторонней и обширной информации не способны охватить весь спектр знаний и дать стопроцентное представление об объектах окружающей среды. Так к знаниям, которые не передадут мультимедиа технологии, относятся знания, передаваемые через органы осязания, обоняния, вкуса и тактильные ощущения. Решение данного вопроса видится в использовании на занятии различного раздаточного материала, а так же проведение занятий в местности естественного нахождения изучаемых объектов (экскурсии и пешие прогулки). 

Грамотно построенное занятие по изучению окружающего мира с дошкольниками, с применением раздаточного материала, выходами на природу и использованием мультимедиа технологий вызовет у детей не          только восторг, но и будет способствовать лучшему запоминанию информации, а так же будет стимулировать интерес к изучению окружающего мира.

Для проведения интересного познавательного занятия использую разнообразный демонстрационный материал, для того, чтобы дети наглядно могли видеть объекты природы, которые невозможно наблюдать непосредственно в ближайшем окружении, циклы развития растений, схемы и т.п. Также в качестве мультимедиа ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Общение с компьютером помогает вызывать у дошкольника живой интерес, сначала как к игре, а затем и как учебной деятельности. Этот интерес я использую, как познавательную мотивацию,  для развития произвольной памяти и внимания, так как именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

 

                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование методической разработки «Применение технологии ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» будет способствовать повышению профессионального уровня педагогов, побуждать их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности.  Также она помогает понять, что нельзя исключить ИКТ из процесса обучения дошкольников, а наоборот,  доказывает необходимость  активного включения этих технологий в образовательный процесс.

На основе самоанализа результатов моей педагогической деятельности по использованию ИКТ в работе с дошкольниками, можно сделать вывод, что произошли:

-изменения в качестве знаний воспитанников;

-изменения в уровне воспитанности;

- изменения в запоминание содержания;

-изменения в развитии интереса к образовательной деятельности.

Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в образовательно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным.

Таким образом,  использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22

дошкольное отделение

Консультация для педагогов

«ИКТ как средство наглядности в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила

Воспитатель первой категории

Пугачева Е.В.

                                                                 2023 год

Информационно - коммуникативная технология как необходимость сегодняшнего дня и как современное средство наглядности в образовательном процессе ДОУ.

Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в управлении, методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
В последнее время под 
информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. В отношении образования детей, и в частности дошкольников, это определение необходимо скорректировать: «информационные технологии в образовании есть комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики,коррекции) детей».
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Процесс овладения компьютерной грамотностью и ИКТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени образования. Ведь дошкольное детство – уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления детей об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие и вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.
Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В раннем и дошкольном детстве человек осваивает родовые способы осуществления своей деятельности. В ходе овладения ребенком специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредствует ориентировку ребенка в условиях достижения целей его действий. Действия при этом осуществляются все более обобщенными способами, их иерархия отражает развитие в системе «человек - средство - цель». Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «человек (ребенок) - компьютер - цель», где цель понимается как все более развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий ее содержание, определенное качество.
Известно, что обобщение ребенком опыта своей деятельности происходит в способе ее осуществления и выступает в качестве внутренней основы развития его мышления, которое, в свою очередь, является «механизмом», обеспечивающим содержательно-предметный характер деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А. В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения) является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне Это в полной мере касается и овладения способами компьютерное деятельности. А чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Какие же основные направления развития ИКТ в работе дошкольного учреждения?
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. Это различные компьютерные «игрушки»: развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В этом случае компьютер может осуществлять функцию контроля за выполнением задания, информировать педагога об успехах каждого ребенка.
В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие игры на развитие математических представлений: «баба Яга учится считать»» «Остров Арифметики» и т.д.; игры на развитие фонематического слуха и обучению чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для развития музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

Какие формы использования ИКТ может применять педагог в своей работе:
• Подбор иллюстративного, познавательного материала при подготовке к занятиям, оформление родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
• Создание презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности, так как использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Презентация должна:
- носить воспитывающий и развивающий характер;
- быть направлена на расширение и углубление представлений, обогащение познавательного и творческого опыта; подразумевать усложнение и вариативность игровой, познавательной и творческой задачи.
- гармонично сочетать информационный, деятельностный и оценочный компоненты.
- представлять информацию в доступной форме посредством анимации, аудиозаписи, образно-символических обозначений.
- опираться на имеющийся опыт детей, содержать близкие опыту детей задания, сюжеты.
• Использование интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
• Взаимодействие педагогов как профессиональное сетевое сообщество.
Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
• Обмен опытом, знакомство с методическими разработками других педагогов, знакомство с периодикой.
• Создание медиатек.
Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями будет способствовать значительному повышению эффективности обучения, формированию целостности восприятия изучаемого материала. Использование компьютерных технологий будет представлять собой не отдельно взятые занятия (где компьютер представлен единственным источником получения информации), а целостную взаимосвязанную, специально организованную систему.
Соответственно при грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Информатизация общества ставит перед дошкольными работниками задачу «идти в ногу со временем», стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности.
В системе взаимосвязи 
дошкольник – ИКТ, ведущая роль отводится, прежде всего, взрослому (педагогу) – специалисту в данной области, знающему технические возможности компьютера, владеющему навыками работы с ними, методикой приобщения детей к новым технологиям, создающему собственные образовательные ресурсы.
Применение компьютерной техники позволяет сделать процесс обучения более привлекательным для дошкольника, динамичным, стимулирующим поисковую и творческую активность.
Однако, несмотря на очевидные преимущества и перспективные возможности использования ИКТ, повышенный интерес со стороны педагогов и родителей к применению компьютерных ресурсов в развитии детей, данный процесс сопровождается рядом проблем:
• Слабая материально-техническая оснащенность учреждений;
• Отсутствие единых методических рекомендаций и требований к организации занятий по основным направлениям развития дошкольников;
• Слабая ИКТ-компетентность педагогических кадров, практическая подготовка в данной области;
• Неприятие и нежелание ряда педагогов применять компьютерные средства в педагогическом процессе, вызванные недостаточностью теоретических знаний и собственными неразвитыми умениями взаимодействия с компьютером.
Таким образом, 
информационно-коммуникационная технология – это совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах; технологий передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада.
Список литературы:
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности [Текст] // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 14 – 16.
2. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 6. – С. 6 – 21.
3. Говриц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Говриц. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 328 с.
4. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образова-тельных учреждений. – Екатеринбург, 2008.
5. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, И.И. Комарова. – М., 2011. – 128 с.
6. Шатров А., Цевенков, Ю. Проблемы информатизации образования // Информатика и образование. – 1986, № 5. - С.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми по познавательному развитию Тема: «Путешествие по осеннему лесу» с использованием СОТ «Информационно-коммуникационная технология в дошкольном образовании – Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.»

Цель: Закрепление  представлений о  характерных признаках осени.Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;Расширить знания детей  о ...

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...

"Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ" Т.С. Комарова, А.В. Туликов

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

"Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ". (Т.С. Комарова, А.В. Туликов)

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Информационно – коммуникационная технология в дошкольном образовании. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....

Информационно-коммуникационные технологии (Т.С. Комарова, А.В. Туликов)

В концепции модернизации современного отечественного образования акцентировано отдельное внимание на использовании ИКТ. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов...