НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья (старшая группа)

Горбачева Оксана Михайловна

Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.

Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.

Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.

С каждым годом мы отмечаем прирост количественного состава детей, у которых присутствуют речевые проблемы разного уровня сложности. Конечно, такие проблемы не могут не повлиять на качество обучения, адаптацию и общение со сверстниками. По этой причине ведущей задачей воспитателя становится поиск наиболее эффективных методик для коррекции имеющихся нарушений у детей. Работая с детьми с ОНР, мы сделали акцент на использовании нейроигр и нейроупражнений.

Их внедрение в практику работы с детьми позволяет целостно подходить к развитию детей, исправляя при этом уже имеющиеся недостатки и благотворно влияя на психическое здоровье в целом.

Учитывая имеющийся опыт, выделим 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:

  1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок – терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение. Артикуляционные упражнения тренируют речевой аппарат, а самомассаж в игровой форме и со стихотворным сопровождением стимулирует биологически активные точки на руках, посылая дополнительные стимулы в кору головного мозга, тем самым активизируя центры речи.
  2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу мозолистого тела головного мозга. Рассмотрим, как можно привести упражнение «Ухо-нос». Один из действенных вариантов: вместе с чередованием рук предложить детям проговаривать звуки, слоги и слова, чтобы отработать правильное звукопроизношение и автоматизировать нужные звуки.
  3. Направленные на улучшение самоконтроля:

- «Зеркальное рисование» - когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи.

- Использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками.

- Игра «Кулак-ладонь» - когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Отметим, что использование подобных игр и упражнений требует соблюдения следующих рекомендаций:

  1. Учитывать состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и потребности.
  2. Создать положительный эмоциональный фон в ходе проведения занятий, исключив отвлекающие факторы.
  3. Проводить занятия преимущественно в первую половину дня длительностью от 10 до 20 минут.
  4. Соблюдать технику выполнения каждого упражнения. Все движения, действия и произношение детей должны быть четкими, правильными и последовательными.
  5. Обязательно использовать похвалу и всячески подбадривать детей.

Подводя итоги, отметим высокую результативность использования нейропсихологических игр. На практике мы убедились в том, что дети становятся более общительными, чаще проявляют самостоятельность, демонстрируют уверенность в себе и собственных возможностях, меньше утомляются, проявляют способность к произвольному контролю, что не может не содействовать коррекции недостатков их речевого развития.

Список информационных источников

Методическая литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...

Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий - как одно из эффективных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д....