Нейропсихологический подход в работе с детьми с ОВЗ
статья

Нейропсихолия - научное междициплинарное направление с глубокими знанияями структур , функций мозга, взаимосвязи его развития с развитием ребенка. Данный подход является новым важным звеном в коррекционно развивающей работе с детми с особыми образовательными потребностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod_statya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в работе с детьми с ОВЗ

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

В связи с часто встречающейся сложной картиной структуры дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе необходимы дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи воспитанникам и законным представителям (и их родителям), считаем возможным применять нейропсихологический подход. Полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести только нейропсихолог. Однако у специалистов ДОУ есть возможность применять элементы нейропсихологической коррекции, при условии прохождения обучения по данному направлению и повышение профессиональной компетенции. Применение нейропсихологического подхода дает положительную динамику в коррекционно – развивающей работе.

Нейропсихология – научное междисциплинарное направление с глубокими знаниями структур, функций мозга, взаимосвязи его развития с развитием ребенка. Это относительно молодая наука. Значительный вклад в ее развитие внес отечественный ученый, врач, нейрофизиолог Александр Романович Лурия. Данный подход является относительно новым важным звеном в коррекционно – развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

В рамках нейропсихологического подхода существуют два основных направления нейропсихологической коррекции:

1. Первое направление - когнитивная нейропсихологическая коррекция, направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого, где взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простых к сложным, от совместного к самостоятельному действию.

2. Второе направление нейропсихологической коррекции связано с движением, в частности, применяется метод “замещающего онтогенеза”. Данное направление нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении образовательной программы и формирование высших психических функций.

 Нейропсихологический подход основывается на теории трех функциональных блоков мозга

1-й ФБМ блок регуляции тонуса и бодрствования.

Морфо-функционально они реализуются центральной и периферической системами (или в другом ракурсе — соматической и вегетативной) через совокупность нервных, нейроэндокринных, нейрогуморальных, физико-химических механизмов. Здесь же — административный центр интеграции нервно-соединительнотканной энергоинформационной актуализации человека.

2-й ФБМ блок приема, переработки и хранения информации.

Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий.

Отчасти к этому блоку мозга примыкают и премоторные отделы, поскольку никакие переработка и хранение информации невозможны без элементов ее отреагирования.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

Это пласт психики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привлечения дополнительных осознаваемых средств. Девиз этого уровня: «Я МОГУ».

3-й ФБМ блок программирования, регуляции и контроля. Здесь главную роль исполняют лобные отделы мозга.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени).

Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция.

Наконец, сопоставление желаемого результата с полученным с вытекающими отсюда последствиями: удовлетворение продуктом

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностака-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель— развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Нейропсихология – научное междисциплинарное направление с глубокими знаниями структур, функций мозга, взаимосвязи его развития с развитием ребенка. Данный подход является новым важным звеном в коррекционно – развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Отдельные приемы нейрокоррекции, несомненно, давно применяются педагогами в различных областях, однако, как правило, отсутствует системность, не хватает профессиональных знаний и понимания о важности применения и, вместе с тем, осторожного отношения, учитывая все составляющие развития ребенка.

Литература

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. -М.: Академия,2009.

Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.-М: Смысл, 2012.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006.

ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2006.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.: АРКТИ, 2000.

Семенович А.В.  Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Нейропсихологический подход в работе с детьми на занятиях физической культуры»

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Основа формирования личности – это полноценное физическое...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

Нейропсихологический подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития через применени нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе учи...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Проект "Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор процесса социализации"

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...

Консультация для родителей «Нейропсихологический подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Так что же такое нейропсихология?Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов.Цель нейропсихологии — поним...

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не оди...