Адаптация детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом пойдет весь процесс и как быстро он закончится. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста

Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е развиваться.

Адаптация в условиях дошкольного учреждения рассматривается, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом пойдет весь процесс и как быстро он закончится. 

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации - она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация - характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести адаптации:

-легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

- тяжелая адаптация: значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.

Основными трудностями для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к  ДОУ являются следующие:

- четкий непривычный режим дня,

- отсутствие родителей,

- другой стиль общения,

- новые требования к поведению,

- постоянный контакт со сверстниками,

-  новое помещение.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии, всегда готов прийти на помощь (как мама) и интересного партнера в игре. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, который возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Детям нравится в воспитателях эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ необходимо использовать такие формы и способы адаптации детей как:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- знакомить малыша и родителей с группой, с расположением и назначением комнат;

- показывать развивающую среду, игровые зоны;

- устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками;

- для поддержания и развития благоприятной атмосферы в группе, развития навыков социального поведения и уверенности в себе, можно предложить ритуал торжественной утренней встречи детей с включением психолого-коррекционных упражнений: «Ладонь в ладонь»«Я самый - самый». Каждый новый день начинать с утренней гимнастики, чаще в стихотворной и игровой форме.

- создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся (используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички).

Одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Практика показывает, что нужно вначале успокоить родителей для более эффективной адаптации. Взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Важно установить доверительный контакт с родителями.

Узнайте у родителей индивидуальные особенности ребенка: преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое), характер засыпания (быстрый, медленный), продолжительность сна, аппетит ребенка, навыки самообслуживания, особенности поведения, какая у него любимая игрушка (сказка), как ласково родители называют ребенка.

Ознакомьте родителей с распорядком дня. Пусть они посмотрят, где их дети будут спать, играть, кушать и заниматься. Спокойствие родителей — это залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей будет передаваться и детям.

Посоветуйте родителям постараться не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не ездить надолго в гости, не приглашать к себе незнакомых малышу людей и т.п.), т.е. ограничить возбуждение нервной системы ребенка.

Предупредите родителей, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин возможно кратковременное повышение температуры. Из-за стресса организм ребенка восприимчив к перекрестным инфекциям.

Выставляйте детские работы, чтобы родители могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

Поведение ребенка показывает, что он испытывает потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении семи  дней ребенок не плачет без причины и не спрашивает про маму, с интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем, хорошо спит, ест и не болеет.

Если есть необходимость, следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, психологу, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех специалистов крайне необходима, но ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...