Консультация для воспитателей «Как договориться с ребенком» стратегия решения конфликтов.
консультация

Марина Владимировна Диденко

Цель: расширить круг методов и приемов работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.  

Задачи:

1. Развивать навыки управления межличностными конфликтами и конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;

2. Формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях и навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

Предполагаемый результат:

1. Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;

2. Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

3. Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

            Участники: педагоги детского сада

Время консультации: 30 мин

 

Упражнение разминочное: «Здороваемся локтями».

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Все участники рассчитываются на 1,2,3. Участники под №1, складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под №2 – упираются руками в бедра, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этого локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звон колокольчика) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, сказав при этом «Добрый день».

Психолог: сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приёмах их решения.

Итак, что же такое конфликт? Конфликт (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом? (Игровая). Педагоги отвечают

Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре?. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр? Педагоги отвечают

 

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (цветок)

  • Разрушение игры
  • Выбор сюжета игры
  • Кто будет играть
  • Из-за ролей
  • Из-за игрушек
  • Правила игры

Но кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:

1. Недоразвитие коммуникативных навыков (плохая речь);

2. Особенности личности ребёнка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);

3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

В детском коллективе также часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

В зависимости от причин возникновения конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: (на доске)

1)  уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2)  сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;

3)  компромисс - взаимные уступки обоих сторон;

4)  эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);

5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;

6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?

Упражнение: Педагогам предлагается поделиться на две команды, и придумать, или вспомнить из практики конфликтную ситуацию у детей, и попросить противоположную команду рассказать, как бы они ее разрешили. Затем после выступления обоих команда идет обсуждение.

Психолог: Итак, давайте сформулируем что же такое разрешение конфликта – это:

- минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;

- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

- изменение целей участников конфликта;

- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Отсюда мы можем свами выделить основные правила разрешения конфликтов для детей:

  1. Говорить спокойно.
  2. Говорить по очереди.
  3. Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
  4. Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

 Если же избежать детских ссор не удалось, педагог, наблюдающий такую ситуацию, должен придерживаться следующих правил:

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не стоит мешать детям получать такой жизненно важный опыт. Однако если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Дайте детям понять, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше.

Каждый день педагоги сталкиваются с ситуациями, когда дети в группе ссорятся, ругаются и даже дерутся. Очень важно научить детей мириться друг с другом, жить дружно, вместе играть и быть доброжелательными. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга можно использовать игровые способы решения детских конфликтов.

Установить уважительные взаимоотношения между детьми в группе, сглаживать детские конфликты помогут действия с применением игрушек – «мирилок», игровые стихотворные «мирилки».

«Мирилки» развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе.

Сглаживать детские конфликты очень помогают «мирилки» – добрые стишки, которые произносят поссорившиеся малыши. Важно рассказать детям, что с помощью «мирилок» очень удобно мириться с друзьями. Есть дети, которым сложно сделать первый шаг и принести извинения. «Мирилоки» в игровой форме помогут превратить процесс примирения в увлекательную историю, снимут эмоциональное напряжение, сохранят доброжелательные отношения друг к друг в течение всего дня.

Задача воспитателя заключается в умении вовремя рассказать и показать, как нужно мириться.

Необходимо совместно выбрать 2-5 «мирилки», которые нравятся не только педагогу, но и детям, и выучить их. Педагог и сам должен использовать «мирилки», если вдруг кого-то обидел.  Тогда и дети станут тоже использовать «мирилки» в общении с людьми.

Необходимо очень бережно отнестись к самому тексту, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации. Не используйте «мирилки», в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись, а то бабушка придет, тебе уши надерет».  Такие «мирилки» нарушают саму суть «мирилки» – помириться не ради того, чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. Да и образ бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный. Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, бабушка из такого текста сразу же наказывают. В тексте должны быть заложены позитивные варианты поведения взрослых и детей.

Избегайте негатива в «мирилках», например: «если ты не будешь, то мы (тебя игнорируем, т. е. не будем играть, водиться и т. д.). Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в «мирилках»!

К стихам-«мирилкам» можно предложить детям нетрадиционные атрибуты, такие как:

  • «Коробка-мирилка»

Коробка, ярко и красиво украшенная. По обеим сторонам коробки делаются два отверстия для рук. Ребята соприкасаются ладошками или сцепляются мизинцами, при этом произносят слова-мирилки. Известно, что тактильные прикосновения ладошками способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от соприкосновения рук, дети не только забывают обиды и злость, но и стараются скорее начать играть вместе.

  • «Варежка-мирилка»

При возникновении конфликтных ситуаций, поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в варежку и произносят разные стихи – мирилки.

  • «Коврик мира»

Коврик постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся, произнося «мирилку».

  • Кукла «Мирилка».

Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-«мирилки». От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.

Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции, выучив простые короткие стихи, ребенок сможет без наличия взрослого возобновить дружбу с другим ребенком.

Таким образом, внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, понимать эмоциональное состояние другого, повысить самооценку.

Вывод: нужно, чтобы детям было понятно, чего они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Воспитателю нужно донести до детей, что он им старается помочь направить все усилия, чтобы найти способ для достижения цели. Если воспитанник понимает, что воспитатель хочет ему помочь, то воспитанник сам отвечает за свои поступки.

Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы.

Благодарю за внимание!

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Консультация для воспитателей. На тему: «Здоровье ребенка в наших руках».

Консультация для воспитателей.На тему: «Здоровье ребенка в наших руках».                               ...

Консультация для воспитателей "Жестокое обращение с ребенком в семье"

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком...

Консультация для воспитателей «Книга в восприятии ребенка в раннем возрасте» (выступление на семинаре-практикуме)

Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одно из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной...

Консультация для воспитателей на тему: «Речь ребенка в норме»

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, арт...

Консультация для воспитателей по теме: «Введение ребенка в мир социальных отношений»

Социально-коммуникативное развитие дошкольника на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в деятельности детских садов. Создание условий для реализации данного направ...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года.

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года....