Логико – математическое развитие дошкольников с использованием современного развивающего материала и оборудования
статья

Успенская Лидия Геннадьевна

Развитие дошкольника можно осуществить в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Использование развивающих игр и интерактивного оборудования в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логико – математическое развитие дошкольников с использованием современного  развивающего материала и оборудования

Актуальность.

     Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению.

      Не менее важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия.

      Развитие дошкольника можно осуществить в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно.

Цель: Повышение уровня интеллектуального развития детей через систему развивающих игр и пособий.

Задачи:        

  • Развивать у детей с помощью развивающих игр логические приемы мышления - анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
  • Формировать представление о математических понятиях - алгоритм, кодирование и декодирование информации, отрицание.
  • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.

         В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Перед вами несколько игр, используемые в моей практике.

   1.       Счетные палочки подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счёт, измерение, мерка и др.

С помощью цветных палочек детей также легко научить делить целое на части и измерять объект, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.

Игры стимулируют развитию логических операций, предполагающее умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их.

В игре развиваются конструктивные умения,  происходит тренировка тонких движений пальцев, что,  по мнению физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи и интеллекта ребенка

2.  Занимательная развивающая игра геометрический конструктор направлена  на восприятие цвета, форм и величины. Складывая различные модели по рисунку или самостоятельно, ребенок развивает такие качества, как: внимание, зрительную память, пространственное воображение, комбинаторные способности

3.  Кубики «Сложи узор»  помогут развить у детей: пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации.

4. Математический планшет  развивает пространственное и ассоциативное мышление, воображение, способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость

5.  Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: явление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

6. Интерактивная песочница позволит педагогу:

  • организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • осуществлять дифференцированный выбор игровых методик и

проводить образовательно-развивающую, психолого-педагогическую работу с детьми, имеющими различные образовательные нужды;

  • использовать методы и средства песочной терапии при передаче информации, убеждении и формировании мотивации к обучению и развитию;
  • овладеть навыками применения инновационных методик коррекционной работы с детьми, в том числе и имеющими различные потребности.

 Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами  своей работы с интерактивной песочницей. (Включается режим «Фигуры»)

Воспитатель:   Наша Черепашка любит путешествовать и отдыхать на маленьких уютных островках. Она приглашает вас по волшебной дорожке пройти к нашей волшебной песочнице и посмотреть на острова.

- Алина, обведи остров, который находится справа. На какую фигуру похож?

- Никита, посади Черепашку на остров, который находится в правом  верхнем углу? На какую фигуру похож? (в левом нижнем углу и т.д.)

Однажды поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Черепашка  растеряла все свои украшения и не может их найти».

Давайте поможем найти украшения Черепашке (включается режим «остров сокровищ»)

Перед вами карта сокровищ, нужно внимательно слушать инструкцию,  на сколько клеточек и в какую сторону  должны отступить, чтобы найти украшения.

Ребята откапывают спрятанные в песке украшения.

Молодцы! Черепашка вас благодарит!

По окончании занятия обязательно моются руки. Такие путешествия очень нравятся детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциал...

Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»

Мастер - класс для педагогов  использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в логико-математическом развитии дошкольников"

В консультации описаны основные средства педагогичесокго воздействия в ТРИЗ-педагогике, раскрыты дидактические принципы....