Доклад "Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет "
материал

Создание условий для развития дотей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет

У большинства малышей раннее детство происходит в семье. И действительно, любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, с сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей раннего возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы. Своевременно и правильно организованная образовательная работа дошкольного учреждения при тесном взаимодействии с семьей является важным условием полноценного развития детей раннего возраста в детском саду.

Одним из приоритетных направлений развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Президентом России поручено к 2021 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

Что сделано нами для решения обозначенной федеральной задачи.

Вот уже на протяжении двух лет мы принимаем деток с 2-х летнего возраста. В нашей дошкольной группе 24 воспитанника из них 4 в возрасте до трёх лет.  

Группа создана с целью создания условий для полноценного развития детей раннего возраста.

Для достижения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:

1.Создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности.                                                                                                            2. Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка. 3.Повышение квалификации воспитателей для работы с детьми раннего возраста.                                                                                                                        4. Совершенствование образовательной среды в группе раннего возраста. 5.Создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности родителей.

Ранний возраст- один из важнейших этапов развития ребёнка. В данный период развитие идёт максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивные становления и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для развития психических процессов и личности. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышение ранимости организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Учитывая специфику развития детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, мы направляем своё внимание на использование методов, ориентированных на взаимодействие со взрослыми, обеспечение эмоционального комфорта каждого ребёнка в группе.                                                      Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация и в дальнейшем социализация детей раннего возраста.

    Согласно ФГОС были созданы условия для раннего развития детей.            1. Кадровые :                                                                                                                               -укомплектованность педагогическими работниками;                                                               - образовательный ценз педагогических работников;                                                                                                 - непрерывность профессионального образования. Участие в конкурсах различного уровня;                                                                                                                         - удовлетворённость родителей присмотром и уходом за детьми.                                               2. Материально-технические :                                                                                                     - состояние и содержание территории, здания и помещений;                                                - пожарная безопасность;                                                                                                                - создание условий для успешного перехода ребёнка на следующий этап детства ( развивающая предметно-пространственная среда - РППС ) в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями и склонностями;                                                                                                                                 - контроль организации питания.                                                                                               3. Психолого-педагогические :                                                                                               - психолого-педагогическое сопровождение;                                                                    - создание условий для самостоятельной деятельности детей, учёт индивидуальных особенностей воспитанников;                                                                             - работа с родителями. Удовлетворённость родителей наличием в образовательной организации условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении.

 Планируя систему работы с детьми раннего возраста ,столкнулись с такой проблемой, как отсутствие учебно-методического комплекса для детей раннего возраста. Изучив огромное количество литературы, игровых, развивающих технологий мы остановились на следующем.                                При построении развивающей среды для детей от двух до трёх лет мы учитывали возрастные, физиологические и психические особенности ребёнка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную возрастную деятельность, которая проявляется в неуёмном стремлении исследовать всё в поле зрения малыша.                                                                  

Для маленьких детей основным видом деятельности является игра. Играя с нами, ребёнок не просто играет, у него идёт процесс большой внутренней работы, малыш познаёт окружающий мир, знакомится с новыми понятиями, явлениями, предметами, активизирует свой словарный запас, а также, что немаловажно- приобретает опыт социального общения.

Особое предпочтение дети раннего возраста отдают сенсорным играм и упражнениям. В групповой комнате размещается центр сенсорики и мелкой моторики.  В непринуждённой форме они выполняют различные игровые действия и получают удовольствия от достигнутого результата. Дети с удовольствием играют со счётными палочками, с прищепками, шнуровками, конструктором "лего", разноцветными пробками, мозаикой  и т.д.                                                                                В групповой комнате также размещён центр воды и песка. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Через игры с песком происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Эти игры помогают уменьшить невротические проявления у детей в период адаптации: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития.                                                                                   Пространство центра художественного чтения и театрализованной деятельности специально оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной деятельности.                                                                               Свобода выбора для детей присутствует и в процессе развития у них предпосылок к сюжетно-ролевым играм. В группе имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр: кукольный уголок, парикмахерская, кухня, магазин, больница, мастерская, гараж. Центр сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заменители для игр. Также предпочтения детей отдаётся играм со строительным материалом. Различные виды наборов строительного материала делают развивающую среду особенно привлекательной.                    Рисуют, лепят малыши в центре ИЗО. Увлекаясь рисованием, дети играют, живут жизнью персонажей, расслабляются, отвлекаются от психологических проблем, быстрее адаптируются.                                                                             Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребёнка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищённость и эмоциональное благополучие.

 Очень важно в первые годы жизни заложить основу здоровья ребенка, создать условия для физического развития, оберегать от заболеваний и переутомлений. Положительный результат возможен  при условии правильной организации питания и режима, закаливания, проведения зарядки, массажа, гимнастики после сна, разнообразных подвижных игр на участке и в помещении. В группе созданы условия для разнообразного активного бодрствования, имеется необходимое оборудование( мячи, кегли, обручи, массажная дорожка и т.д.)                                  

Целью работы с семьёй в нашем ДОУ является:                                                                 - создание условий для благополучного взаимодействия с родителями;                               - установление доверительных. партнёрских отношений с родителями;                            - вовлечение семьи в единое образовательное пространство.                                            В коридоре размещён информационный уголок для родителей, где они  могут ознакомиться с интересующей их информацией. Также проводятся родительские собрания, консультации, выставки и конкурсы, утренники и другие формы работы.                                                                                    

 

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша,  несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие и хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании, особенно в семье: мать, отец, бабушка и другие взрослые. И если действия их не всегда согласуются или нет постоянства в требованиях, - малыш не понимает, как же он должен поступить, как действовать. Одни дети (легко возбудимые) перестают подчиняться требованиям взрослых, другие, более сильные, пытаются приспособиться, каждый раз меняя свое поведение, что является для них непосильной задачей. Так сами взрослые часто являются виновниками неуравновешенного поведения детей.                                                                                          

Подводя итог, можно отметить, что основным условием развития ребёнка раннего возраста является его общение с близкими взрослыми. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребёнок усваивает нормы и образцы поведения. Организуя взаимодействия с ребёнком, взрослый берёт на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет.

Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет....

Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...

Создание условий для раннего развития детей с особыми возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способност...

«Создание максимально благоприятных условий по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях реализации с ФГОС ДО»

Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредствам реализации ФГОС ДО теоретической и практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ...

Создание условий для раннего развития детей до трёх лет.

Создание  условий для раннего развития детей до 3-х лет. Обеспечение консультативной помощи родителям....