Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кекина Александра Иосифовна

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Тема нашего доклада: «Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет». Материал подготовили воспитатели ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

2. Невозможно создавать предметно пространственную среду, не имея представлений о возрастных особенностях детей и особенностях  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности развития детей до 3-х лет Вам известны. Мы хотим познакомить с особенностями наших детей. Нашу группу посещают дети с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, тяжёлые нарушения зрения)

Актуальность: Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Дети с нарушением зрения (без сопутствующих диагнозов) не особо отличаются от детей без ОВЗ. Но в условиях зрительной депривации (недостаточное удовлетворение зрительной потребности) ребёнок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создаёт определённый психологический дискомфорт. У них наблюдается крайняя  неусидчивость, неустойчивое внимание,

  • быстро утомляются,
  • позднее формируются навыки самообслуживания,
  • страдает координация движений,
  • избегают участия в совместных играх,
  • стремятся к уединению,
  • становятся замкнутыми.

 Игра – основной вид деятельности, но дети с ОВЗ не начинают сами играть. Необходимо показать и объяснить, как играть.

У детей без ОВЗ это происходит незаметно в процессе общения со взрослым.


3. Цель: ознакомление с коррекционной направленностью предметно-развивающей среды, созданной для работы с детьми до 3-х лет, с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения).

Задачи:

- создавать коррекционно-развивающую среду для коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения;

- развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей  и в соответствии требований ФГОС ДО.

4. Предметно-пространственная среда у нас несёт не только развивающую, но и коррекционную направленность (пункт 3.3 ФГОС ДО)

 При ее организации  учитывали:

  • Достаточную освещённость,
  • Разные виды пособий: наглядные, объёмные, плоскостные материалы на контрастном фоне, чёткого цвета, с отсутствием бликующей поверхности
  • Отсутствие второстепенных деталей
  • Идентичность игрушек реальным объектам 
  • В зависимости от зрительной патологии материал размещаем в разных плоскостях

Необходимый элемент группы  фланелеграф, как настенный,

5. так и в переносных вариантах (напольный и настольные) используются в разных направлениях,  в самостоятельной деятельности, в НОД.

6. Наше учреждение работает по адаптированной программе, в рамках коррекционной работы по рекомендациям врача-офтальмолога  материал для ознакомления вводим в определённой последовательности  для формирования бинокулярного зрения

 

  • сначала  натуральный объект (игрушка, муляж),
  • далее цветное изображение,
  • затем силуэт и контур.

Силуэтные изображения  плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов.

7.  Контур - внешнее очертание предметов.

8.  Зрительные тренажёры – необходимый элемент для снижения зрительной нагрузки и профилактики зрительных нарушений. Это своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке.   Используем не только стационарные тренажёры, но также игрушки и другие предметы ближайшего окружения. Подключаем кроме зрение,  и тактильное обследование предметов, на развитие соотносящих действий рук и глаз.

9. Тактильные ориентиры - информационные носители, воспринимаемые на ощупь. Для слепых детей.

10.  С учётом коррекционной работы и особенностей каждого ребёнка. используем материалы и оборудование различных кабинетов ДОУ:

 кабинет Монтессори.

11. Оборудование Пертра.  

 Пособия способствуют

  • развитию и закрепления сенсорных эталонов,
  • развитию мелкой моторике,
  • прослеживающей функции глаз.

12.  ИКТ-ресурсы.

  • Интерактивная доска,
  •  интерактивный стол,
  •  МИМИО презентации подготавливаем,  непосредственно для детей данного возраста с ОВЗ. Преподносим  информацию в новом  ракурсе для поддержания и развития интереса детей и в рамках коррекционной работы.

13.  Включаем в работу пособия не только стандартные, но и сделанные своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.(детей с нарушением зрения" Проект "Вместе весело шагать"

Цели-:Повысить качество социально - коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.- Развить целостные и системные представления о социальных нормах и правилах поведения в обще...

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения

Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...

Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет.

Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет....

Проект «Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования ...

Создание условий для раннего развития детей с особыми возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способност...

Раняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалиджностью как условие успешной социализации в обшестве

         Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный,...