Создание условий для раннего развития детей с особыми возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
методическая разработка (младшая группа)

Павловская Олеся Петровна

Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Чтобы эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей,  необходимо создать предметно-пространственную среду в ДОУ с учётом требований ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для раннего развития детей с особыми возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способности. Чтобы эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей,  необходимо создать предметно-пространственную среду в ДОУ с учётом требований ФГОС. 

Но, так как мы рассматриваем детей  с особыми возможностями здоровья (нарушения зрения), следовательно, предметно-пространственная среда должна нести не только развивающую, но и коррекционную направленность . Невозможно создавать предметно пространственную среду не имея представлений об  возрастных особенностях детей, особенностях  зрительных нарушений  и основных видах деятельности детей данного возраста

 Ранний возраст -  это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Зрительное нарушение вызывает у детей затруднение в восприятии и познании окружающей действительности .  Дети познают мир в большей степени через слух и осязание.   

Что бы познавать окружающий мир ребёнок должен научиться замечать, выделять характеризующие предмет признаки. 

В системе  коррекционной работе с детьми -  важное место занимает работа по формированию предметной деятельности.

В этом возрасте у детей формируются виды деятельности: игра, рисование, конструирование. 

С помощью предметно развивающей среды, дидактической игры.  формируется восприятие свойств предметов и явлений окружающего мира. 

Многие дети с нарушением зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, быстро утомляются.. у таких детей позднее формируются навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировки.  Слепой ребёнок, как правило, не начинает сам играть, не может самостоятельно  зрительно выделить именно те признаки, которые позволили бы получить о предмете реальное представление.  Перед родителями, воспитателями слепого ребёнка стоит специальная задача, предварительного научить  игре, с тем, что бы игру можно было использовать для дальнейшего обучения и развития.

В работе с детьми  необходимо соблюдать принцип последовательности с постепенным усложнением заданий, (задания не должны быть идентичны:  т.к. это приводит к механическому заучиванию, а не развитию умственных способностей) 

Играя на равных с ребёнком, необходимо непринужденно знакомить его со свойствами предметов, их предназначением. Так-же - озвучивать проблему, предоставляя возможность ребёнку  самостоятельно решить её, если у него затруднение,  на помощь сразу спешить не нужно,  чтобы ребёнок сам   принял решения, как действовать дальше. Этим, способствуем  раскрытию его как личности,  не навязывая  ребёнку своего видения.

Обязательно надо поощрять нестандартные решения детей.

В тесном контакте с офтальмологом,  тифлопедагогом, ортоптистами, родителями, психологом можно добиться значительных результатов. 

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Период раннего детства – уникальный период, т.к. происходит бурное, интенсивное созревание самого организма, происходит развитие двигательной и психической, и также сенсорной сферы ребенка. Но это развитие не будет происходить, если не будет грамотно и в соответствии с возрастными особенностями ребенка организована предметно-пространственная развивающая среда.

Формируя предметно-развивающую среду необходимо учитывать все факторы, которые прописаны в ФГОС, а именно, что предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

Правильно организованная коррекционно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, приучать детей к самостоятельным играм.

Особое внимание необходимо обращать на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки должны храниться на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

При организации развивающей среды учитываются особенности необходимые для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Игра – основной вид деятельности. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребёнка, осуществляется его всестороннее развитие. 
Основой ознакомления с окружающим дошкольников, как с нормальным, так и с нарушенным зрением является сенсорный опыт, так как ощущения, чувственное восприятие предметов и явлений служат первоисточником знаний действительности и закладывают основу для формирования у детей представлений и понятий. В условиях зрительной депривации (недостаточное удовлетворение зрительной потребности) ребёнок испытывает значительные трудности в самостоятельном зрительном, тактильном восприятии внешних свойств предметов и объектов, что искажает его представления об окружающем, создаёт определённый психологический дискомфорт, отрицательно влияет на развитие личности в целом.

Коррекционно-развивающая среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, для преодоления и исправления трудностей в развитии детей с нарушением зрения. Ведущим познавательным процессом ясельного возраста является восприятие. Активизация его возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности, поэтому накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной и параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений, развитие речи.

Развивающая среда  не должна иметь ограничение в пространстве, а пространство должно быть наполнено предметами для любой деятельности ребенка с нарушением зрения.

При знакомстве ребёнка с объектом  необходимо учитывать остроту зрения, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности. Рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.
На занятиях используют дополнительный материал: контуры, силуэты, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей. Материал должен быть хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. 

У многих детей с нарушением зрения низко развиты осязательная чувствительность и моторика пальцев и кистей рук. Для развития навыков осязательного восприятия используются различные приёмы выполнения предметно-практической деятельности: рисование, лепка, мозаика, конструирование и др.  

При работе с детьми, с амблиопией и косоглазием, как наиболее эффективный метод воспитания и развития, используются муляжи, которые они осмотрят, ощупают, а затем воспроизведут в процессе лепки. Опираясь на зрительное и осязательное восприятие, формируются и закрепляются навыки детей в лепке. Занятия по рисованию и лепке взаимосвязаны. Дети обычно сначала лепят предмет, затем рисуют его. 

Мозаики и конструкторы развивают мелкую моторику и осязание.
В свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, шнуровки, застёжки, игры с прищепками,  с природным материалом – это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

Пособия помогают поддержать интерес к изучаемому материалу, способствуют активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения) и развитию мелкой моторики. 

Особое значение имеет чтение художественной литературы, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. Развивает воображение, обогащает эмоции.

Физическое воспитание включает в себя как общие задачи физического воспитания, так  и специальные. Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в системе физического развития ребёнка и необходимы для своевременного сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Подвижные игры связаны с задачами коррекционно-компенсаторного развития детей.

У детей с нарушением зрения, как правило, наблюдается отклонения двигательной, речевой, психической функций. Музыкальные мероприятия расширяют кругозор детей, способствуют развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движения у детей под музыку. Побуждают выполнять движения в соответствии с текстом песен. Способствуют развитию творческого потенциала, благоприятного эмоционального настроения.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается через особую организацию пространства группы, где обучаются дети с нарушением зрения, подготовке для них специальных учебно-методических пособий, раздаточного материала, разметку специальных ориентиров для передвижения в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»

«Создание условий для физического развития детей как основа формирования здорового образа жизни»...

Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет.

Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет....

Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...

Создание условий для раннего развития детей до трёх лет.

Создание  условий для раннего развития детей до 3-х лет. Обеспечение консультативной помощи родителям....

Доклад "Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет "

Создание условий для развития дотей раннего возраста...