Создание условий для раннего развития детей
статья

Деньщикова Ирина Георгиевна

Рекомендации к действию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_rannego_razvitiya_detey_2.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня я раскрою вам несколько моментов, по созданию условий для раннего развития детей (до 3 – х лет).

В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «в ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особому направлению развития системы дошкольного образования».

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 года) Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования»

В письме Минобрнауки России от 28.02.14 № 08-240 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования в пункте 3.3 прописаны требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде «… среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения…. Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала ДО»

Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным  элементом современной модели образования.     Образовательный эффект  обосновывается тем, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека уникальным и неповторимым, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ранний возраст – это период интенсивного физического и психического развития, а также фундаментальные личностные образования.   В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Ранний возраст — период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад, и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация детей раннего возраста.

При построении развивающей среды для детей до трех лет в  детском саду необходимо  учитывать возрастные, физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

Предметно – развивающая среда в группе служит интересам и потребностям детей раннего возраста и их родителям, а ее элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — раннему развитию ребенка. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Все это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

В группах необходимо иметь всевозможный игровой и дидактический материал для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

 Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства  должны иметь постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность).

Игровой и дидактический материал располагают в поле зрения ребенка. Среда создаётся яркая, красочная, которая  привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А также обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не должны пересекаться.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны, оборудованные различными центрами:

  • Спокойная зона: «Центр познания», «Центр книги», «Центр природы»;
  • Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр ИЗО деятельности»;
  • Зона насыщенного движения:  «Центр двигательной активности», «Центр ряженья»,  «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».

У детей появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность.

На примере своей группы, хотела бы показать, как мы организовали развивающую среду для детей раннего возраста, до 3 лет.

Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с приёмной групповой. Поэтому мы постарались создать уют уже в приёмной, для более комфортной встречи детей. Для приобретения первых ориентировок в социальном мире и открытии собственного «Я» был использован эффективный прием вхождения ребенка в группу: каждое утро малыш вместе с родителем находит свою фотографию среди фотографий других детей и помещает ее на настенное панно «Я пришел!».

Как известно, государство начинается с семьи, и в статье 18 Закона об Образовании записано, что первыми педагогами детей являются родители.

А задача работников дошкольного образования – помочь родителям осваивать эту новую социальную роль.

         Невозможно представить себе поступательное развитие ребенка без укрепления семьи, ее традиционных ценностей, всесторонней охраны материнства и детства. Мощным потенциалом для поддержки института семьи обладает система дошкольного образования.  

Сотрудничество детского сада с семьей направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребенка.

Работа с семьей должна учитывать современные подходы.

Поэтому здесь же мы организовали информационный уголок для родителей. Работает «интерактивный» телефон: родители в письменной форме могут задать вопрос любому специалисту детского сада (директору,  методисту, медсестре, педагогу-психологу, воспитателю по физической культуре, музыкальному руководителю), на который обязательно получат ответ. Большое количество вопросов, обращенных к психологу, стимулировало нас оформить стенд: «Психолог рекомендует…», на котором, по запросу родителей, были представлены различные информационные материалы.

  • «Адаптация ребенка к детскому саду»
  •  «Развитие познавательной активности детей раннего возраста»

Анализируя программу для детей раннего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно – развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно, больше уделить внимания развитию сенсорных навыков.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки

Модель среды нашей группы основывается на двух принципах:

1. Детский сад – это второй дом для детей, в котором, им должно быть уютно и радостно;

2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Смоделировав пространство группы, перешли к практическому зонированию. Так появились игровая и сенсорно – познавательная зоны, зоны двигательной активности, отдыха, любования и ряженья.

Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно – игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием.

Для развития речевых способностей: используем куклы – малютки, пальчиковый и настольный театр, куклы – рукавички, говорим от их имени, играем в день рождения, в дочки – матери, в игру «оживим» наши: сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется, добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и нанизыванию цвета(2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик).  

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Фигурная поляна»; «Шнуровки»;  

Также мы обзавелись разнообразными тематическими вкладышами и другими пособиями для решения задач сенсорного воспитания. "Конструируем погоду, сказку…"

         Изготовили специальное игровое обучающее панно с липучками для приклеивания явлений природы, сказочных персонажей и пр., с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными фигурами,  застёжками, Одновременно дети упражняются в названии цветов спектра и знакомятся с сезонными явлениями природы, с различными свойствами предметов, развивается мелкая моторика руки.

Для развития мелкой моторики рук у нас имеются специальные дидактические игрушки, пособия. С этой же целью мы включаем в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм, цветов и размеров, воздушные шары с различными наполнителями, макароны, фасоль, другие хозяйственные предметы, вышедшие из употребления. Для маленького ребёнка игрушкой служит всякая вещь, стоимость её при этом далеко не самый важный показатель полезности. Так,  можно изготовить из пустых пластиковых бутылок и коробок развивающие игрушки: «Волшебные шарики», «Шишки для белочки», «Цветные бутылочки». Содержимое баночек, коробочек, бутылочек в этих играх самое разнообразное: камушки, листочки, цветные пуговицы, бусины, крупа, шишки, жёлуди, ткань, пенопласт,  и т. д.

При создании развивающей среды, мы большое внимание уделяем оздоровлению детей. Дети обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах раннего возраста должны быть крупногабаритные каталки, качалки, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат. В группе имеется физкультурный уголок с достаточным количеством пособий, выполненных своими руками. Это «Дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия и совершенствования навыков ходьбы,  яблоки для перешагивания, ленточки, погремушки для общеразвивающих упражнений с предметами, мячи разных размеров, цветов, с различной поверхностью для обогащения сенсорного опыта и массажного эффекта, разноцветные кегли для ходьбы змейкой и ориентиров для игр, берёзовое бревно, яблочные трубы. Все эти пособия очень хорошо используется детьми   в подвижных играх, например «Потягушка», «Кто выше», «Поймай бабочку», «Перешагни змейку», «Обеги змейку».

Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы размещены разные на ощупь игрушки. Дети обожают кататься на машинках – каталках, играть с мячами разного размера и качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, катать игрушки. Любят карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками. Дети любят  играть, впереди их ждут подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезьянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Предметно – развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе занятие по душе.

Хорошо, если можно извлекать из предметов ещё и звуки.

Для этого в нашей группе создана музыкальная пирамида с различными звучащими, гремящими игрушками. Для развития слуха: приобрели игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты,  Раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие бутылочки). Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто там кричит» и др., развивают у малышей умение прислушиваться. Есть и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, труба, маракасы.

Через игрушки, изображающие живые существа (куклы), мы — воспитатели стараемся заложить детям сочувственное отношение к ним, как если бы они действительно были живыми. Для этой цели в группе создан прекрасный кукольный уголок, центр игры  и уголок ряженья.

Отношение к куклам включает целую гамму чувств: заботы, сострадания, жалости, желания помогать и т. п.

Играя в кукольном уголке, центре игры и уголке ряженья с детьми, мы продолжаем знакомить малышей с сенсорными эталонами (цветные бусы,  соответствующего цвета инвентарь, одежда). Уголок ряженья с зеркалом  – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята   наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Центр игры  и уголок ряженья мы будем наполнять в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты

Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, мы "Строим из губок". В группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, конструктора из дерева, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру)

 Что же может отвлечь малыша при расставании с родителями?

Внимание и интерес ребенка также вызывает мобильный подвесной модуль, на котором закреплены всевозможные яркие игрушки, колокольчики с различным звучанием

Красочный сенсорный уголок, где каждый ребенок может выбрать интересную игру; разложить цветы, кубы, флажки по цвету. Подобрать пазл по величине, разложить шарики, собрать пирамидку, прокатить бусинки по лабиринту.

Также можно поиграть с великолепной игрой «Развивающий центр», которая состоит из пирамидок, колокольчиков, рамок-вкладышей, матрёшек, разноцветных шариков и горки для них, лабиринтов.

В группе также имеется «Центр книги», ведь как известно – книга способствует развитию речевых навыков малыша, закладывает первые кирпичики интеллекта, учит образному мышлению, является незаменимым источником новой ценной информации.

В нашем природном уголке дети  овладевают способами использования предметов для решения практических задач: ухаживают за комнатными цветами, поливают их, протирают листья. Вместе с детьми на доске конструируем погоду. Светит солнце – крепим солнышко, идёт дождь – крепим тучи с каплями дождя, появились листья на деревьях – также проецируем это на доске погоды.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности изобразительной, конструктивно – модельной, удовлетворение потребности детей в самовыражении происходит через центр ИЗО деятельности и центр песка.

Большую помощь в создании развивающей среды группы, нам оказывают родители. Мы стараемся общими усилиями создать для наших детей необходимые условия для их полноценного развития. Стремимся к тому, чтобы ребенок с удовольствием шел в детский сад и чувствовал себя в группе, как дома. Родители всегда приходят нам на помощь.  

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»   предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

  •  группах раннего развития  детей, в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать новую игровую задачу.

Сегодня я рассказала о некоторых  наших идеях создания развивающей среды для детей раннего возраста. Поскольку маленьких детей привлекает все яркое, красочное, то и территория участка детского сада должна этому соответствовать. Кроме стандартного оборудования, построек, это может быть:

«Дерево дружбы» - стенд с изображением дерева дружбы, животных, бабочек, птичек, трава это всё из разноцветных ступней ног и ладошек детей и родителей. Когда ребёнок скучает, то можно  предложить ему соприкоснуться с ладошкой, это как бы он здоровается с мамой и ощущает её тепло и присутствие.

1. "Кукольный огород" – он предназначен для игр с различными игрушками среди необычных культурных растений, например, ярко окрашенных салатов.

2. Это может быть "Песочница с разноцветным песком": в разных отсеках помещен песок, различающийся по составу, происхождению: речной, морской, окрашенный с помощью различных безопасных красителей, кварцевый.

3. "Поляна сказок" – беседка, арка, окруженная вьющимися растениями, куда дети приходят слушать сказки в теплый период года.

4. "Сюжетный огород" отличается необычным расположением посадок (в виде моря, солнца, кораблика и т.д.)

5. "Дорожки здоровья", сделанные из разного материала – шишек, камешков, песка, палочек и т.д.

В раннем возрасте у детей преобладает предметная деятельность, поэтому кроме большого количества кукол, пирамид, машин, строительных наборов и прочего, необходимо  обогащать среду нестандартными крупными, красочными пособиями, например:

6. "Пирамидки с мягкими колечками «в рост ребенка, изготовленные из поролона, обшитого ярким моющимся материалом.

7."Скамейки и стульчики с оживленными персонажами из геометрических фигур" – домики, неваляшки, снеговики, мячи и т.д.

8. "Зонтик – карусель", украшенный различными  сенсорными эталонами (величина, цвет, форма) в виде бабочек, цветов, птиц и т.д.

Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления раннего развития ребенка до 3 лет жизни и способствует его благоприятному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет.

Создание условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в возрасте до 3-х лет....

Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...

Создание условий для раннего развития детей с особыми возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Период раннего детства – это период первоначального ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. В это время интенсивно развиваются его познавательный интерес и познавательные способност...

Создание условий для раннего развития детей до трёх лет.

Создание  условий для раннего развития детей до 3-х лет. Обеспечение консультативной помощи родителям....

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании, работе с родителями (законными представителями) и создании условий для раннего развития детей.

Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным  образовательным стандартам в образовательных учреждениях  должна быт...

Доклад "Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет "

Создание условий для развития дотей раннего возраста...