«Релаксационные технологии в работе педагогов ДОУ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васильева Наталья Александровна

Цель: формирование знаний у педагогов об использовании релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов

«Релаксационные технологии в работе педагогов ДОУ»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель-логопед

Васильева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

«Релаксационные технологии в работе педагогов ДОУ»

Цель: формирование знаний у педагогов об использовании релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- Обучить педагогов приемам расслабления.

- Развивать воображение, образное мышление.

- Снять психоэмоциональное напряжение.

- Создать позитивный настрой.

 

В условиях современного мира в процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе. Как следствие,  у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого?

  Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Поэтому наша с вами задача поддерживать сбалансированность положительных и отрицательных эмоций у детей. С этой целью в своей работе необходимо применять релаксационные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Что такое релаксация?

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.

Сейчас мы с вами будем учиться снимать напряжение с помощью релаксационных упражнений.

Первый вид релаксации, с которой я вас познакомлю – мышечная релаксация.

Методика основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышц расслаблением. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Давайте немного поиграем. 

И первое упражнение на расслабление мышц лица называется «Качели».

1.«Качели» (сидя). Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас, мышцы лица расслаблены. Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Она хочет покачаться на них, как на качелях. Покачайте бабочку, подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает. Расслабьте мышцы лица (повторяем).

Второе упражнение на расслабление мышц рук.

2.«Лимон» (сидя). Я буду читать стихотворение, а вы походу моего чтения, представьте, что у вас в обеих руках находятся лимоны, из которых нужно выжать сок, и медленно сжимайте как можно сильнее руки в кулаки, почувствуйте, как ваши руки напряжены. Затем бросьте "лимоны", стряхните сок от него и расслабьте руки. Готовы? Тогда начнем…

- Я возьму в ладонь лимон.

- Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Давайте повторим упражнение еще раз. Спасибо.

 

Следующее упражнение на расслабление мышц шеи предлагаю выполнить стоя.

3.«Любопытная Варвара» (стоя)

Повторяйте за мной по тексту.

(Исходное положение – стоя)

Любопытная Варвара смотрит влево…смотрит вправо

(Поворачивайте голову так, чтоб ощущалось напряжение).

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

(Поднимаем голову вверх)

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди)

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

 

 

 

Сейчас выполним упражнение на расслабление мышц ног.

4. «Пружинки» (стоя)

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол, при этом ноги напряжены.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу)

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

(Ноги напряжены)

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

(Расслабили ноги). Повторим еще раз.

 

 Следующее упражнение на расслабление мышц всего тела выполняется стоя.

5.«Марионетки» (стоя)

Давайте попробуем изобразить деревянную куклу. Напрягите мышцы ног, корпуса и немного отведенных в стороны рук. Почувствовали напряжение? Медленно поворачивайте тело, сохраняя неподвижными шею, голову, руки поднимаются горизонтально. Ноги от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Сосчитайте до пяти. А сейчас превращаемся в тряпичную куклу. Опустите и расслабьте плечи и руки. Поворачивайте тело то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают, плечи остаются в расслабленном состоянии. Чувствуем расслабление.

Спасибо. Можете присесть на стулья.

А мы переходим ко второму виду релаксации, о которой я хочу вам рассказать – дыхательная релаксация.

Дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, улучшают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями.

 

 

6.Упражнение «Согреем бабочку»

Итак, представьте, что у вас на ладошках сидит бабочка, она замерзла и не может взлететь. Давайте согреем ее своим дыханием – подышите на ладошки Наша бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки, помочь ей взлететь. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На каждом выдохе вытягивайте губы трубочкой, подставляя под струйки воздуха ладошки так, как будто вы сдуваете бабочку. Давайте повторим еще раз.

 Следующее упражнение «Каша кипит».

7.Упражнение «Каша кипит»

Представьте, что на плите варится каша, и она закипела. Давайте покажем, как кипит каша. Одну руку положим на живот, другую – на грудь. При вдохе - втянули живот – набрали воздух. При выдохе – выпятили живот и громко говорим: «Ф-Ф-Ф». Вот как каша кипит! Повторим еще раз.

Следующее упражнение «Воздушный шарик».

8.Упражнение «Воздушный шарик» Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Дышите и почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

И еще один вид релаксации – это полная релаксация с элементами визуализации.

Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а так же их комбинаций.

Такие упражнения снижают нервное напряжение, дают ощущение покоя и сосредоточенности, помогают избавиться от симптомов переутомления.

В качестве музыки для релаксации детей подойдут композиции, имитирующие звуки природы, дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой, классическая музыка.

Под воздействием музыки нормализуется дыхание, происходит эмоциональное расслабление.

Пожалуйста, сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и…

9.Упражнение «Плывём в облаках».(Звучит спокойная музыка).

Представьте, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Дышится легко и медленно. Вам тепло и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака, в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй и медленно, мягко поднимаетесь вверх, навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём. Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе.

А, теперь нам пора спускаться обратно на землю…Скажите про себя, своему облаку, и оно плавно и мягко поплывёт всё ниже и ниже. Ваше облако опустило вас на землю. Откройте глаза.

Отдохнули? Получилось снять напряжение?

Применение релаксационных упражнений в режиме дня детей способствует тому, что дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряжённость, тревожность и страхи. Они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Так же многие упражнения на релаксацию учат детей лучше чувствовать свое тело, управлять им, снимать мышечные зажимы.  

Это все способствует благоприятной психологической обстановке в группе и обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность.

Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"

Консультация для педагогов на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в работе педагога"...

Релаксационные технологии в работе педагогов ДОУ

Сообщение к педагогическому совету Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим ...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

Тестирование для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогов ДОУ"

Цель: систематизация знаний педагогов в вопросах физического воспитания, здоровьесбережения в ДОУ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инновационные технологии в работе педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.

       Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...