Консультация для родителей " Новогодние подарки"
консультация
Взрослые испытывают чувство вины, когда отказывают купить ребенку вожделенную игрушку, а он в ответ в магазине начинает рыдать. Поэтому они часто совершают траты, чтобы успокоить ребенка. Как избежать детского эмоционального шантажа, особенно в предновогодние дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Космодемьянская средняя общеобразовательная школа»
Рузский городской округ
Консультация для родителей
«НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ»
Подготовила:
Ст. воспитатель: Ручкина Т.Ю.
с. Богородское
2023г
Любая семья хоть один раз сталкивалась с эмоциональным шантажом детей из-за новой игрушки. В предновогодний период ситуация усугубляется – магазины привлекают дошкольников яркими витринами и изобилием детских товаров. В этот период родители отмечают у детей провокационное и протестное поведение, жалуются, что с ними стало трудно общаться. А истерики ребенка в магазине не оставляют родителям выбора, кроме как купить то, что он требует здесь и сейчас. Разберем ошибки в своем поведении.
Имущественные вопросы, покупки и потребление – почти столь же значимая тема в детстве, как и во взрослой жизни. В просьбе ребенка что-то купить, в его желании иметь новые игрушки, получать лакомства нет ничего плохого и нездорового. Это одна из функций и особенностей человека – обладать и испытывать от этого радость. Ребенок, который ничему не рад и ничего не хочет, – гораздо бòльшая проблема. Это сигнал эмоционального неблагополучия, нарушений взаимодействия в семье и возможных депрессивных состояний.
Имущественные вопросы проявляются в жизни детей через пять аспектов: радость обладания, эмоциональное насыщение и разнообразие, знаки любви и внимания взрослых, семейные правила и ритуалы, границы и их проверка.
Радость обладания. Ребенок идентифицирует себя с желанной вещью, создает мысленную связь с ней еще до обладания ею, чувствует приятное предвкушение: «Хочу такого дракончика, я буду с ним очень много играть, он такой милый». При этом чувства ребенка могут не найти долгосрочного подтверждения в жизни, он может забросить дракончика даже в день покупки. В ходе консультации родители наверняка вспомнят подобные ситуации со своим ребенком.
Эмоциональное насыщение и разнообразие. Когда ребенок получает вещь или лакомство, у него кратковременно повышается эмоциональное состояние. Он ощущает новизну, как бы преодолевает пресыщение от того, что игрушек слишком много. Эффект иногда очень кратковременный и в перспективе увеличивает пресыщение.
Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоций
Знаки любви и внимания взрослых. Ребенок воспринимает покупки как выражение любви, тепла, радости от встречи. Довольно часто покупка сопутствует или заменяет извинения взрослого за агрессию или невнимание к ребенку. Ребенок отождествляет большую любовь и большое число материальных даров. Предложите родителям вспомнить, как часто они покупают детям игрушки, чтобы извиниться перед ними. Например, за то, что не смогли сходить с ним в зоопарк или просто погулять.
Семейные правила, ритуалы. У ребенка положительно ассоциируется образ взрослого и его траты на него, которые повторяются в какой-то ситуации. Например, когда папа забирает из детского сада, он всегда по дороге домой покупает чипсы и игрушку-яйцо. Для ребенка может быть привычно получать игрушку в награду или соблюдать эмоционально-пищевой ритуал: съесть булку или сладость за просмотром мультика, на своей территории и за счет этого убедиться, что в жизни есть островок стабильности, уютное время для себя, по своим желаниям и правилам.
+
Граница и их проверка. Ребенок устанавливает границы: что ему можно. Узнает, сколько покупок и подарков в единицу времени он может получить, каких подарков, от кого. Проверяет, что он может получить от каждого взрослого. В дальнейшем ребенок периодически проверяет границы – обстоят ли дела так же, как раньше, или теперь он может получить больше.
Траты на детей становятся проблемой, когда взрослые принимают решения о них под давлением негативных эмоциональных состояний, в конфликте или в связи с тем, что дети нарушают моральные нормы. Родители могут испытывать вину, стыд, гнев, раздражение. Конфликты возникают в связи с детскими капризами, агрессией или жертвенной позицией взрослого, а проблема моральных норм – когда ребенок ворует, отбирает вещи в драке.
На основе жалоб родителей можно предположить характерные психологические сложности их взаимодействия с ребенком. Для этого ориентируйтесь на таблицу. Проанализируйте факторы проблемного поведения ребенка в связи с тратами. Среди них – покупки «как способ отвлечься», эмоциональный шантаж, обилие стимулов, хаотичные траты, неумение отказывать.
Жалоба родителей | Психологическая проблема |
Ребенок регулярно просит что-то ему купить: игрушку, лакомство. В желаемой покупке нет очевидной необходимости: ребенок сыт, одет, ему есть с чем играть и т. п. Обычно есть контекст – дом ломится от игрушек, ребенок привередлив в еде | Покупка заменяет внимание. Ребенок хочет что-то получить от взрослого и по опыту знает, что проще всего получить подарок. Подарок при этом проблему не решает, потеря интереса к нему указывает на то, что ребенку была нужна не игрушка, а взаимодействие |
Есть член семьи, который постоянно покупает ребенку лакомства и игрушки, несмотря на то, что остальные члены семьи не согласны с его действиями | Взрослые непоследовательны в воспитании, их действия не согласованы между собой. Между взрослыми может быть конкуренция. Могут быть внутрисемейные попытки через ребенка доказать, кто лучшая бабушка или родитель, сти-мулировать ребенка «больше любить» кого-то |
Взрослый испытывает чувство вины из-за того, что не может купить ребенку что-то, обеспечить его тем, что желает для него сам или что просит ребенок | Родитель может испытывать вину в воспитании в целом, ощущать, что реализует родительскую роль недостаточно эффективно. Часто чувство вины – неосознанная попытка «улучшить соб-ственное детство», дать ребенку то, чего не имел сам. Это может вызывать агрессию в адрес дру-гих членов семьи, которые тоже не дают ребенку того, что родитель хочет дать |
Ребенок высказывает претензии, сравнивает родителей: «А папа покупает»; «А Диме покупают»; «А раньше ты покупала»; «А почему у нее есть деньги, а у тебя нет»; «А ты ей купила подарок, а мне?» | Ребенок научился от взрослых манипуляциям в детско-родительских отношениях. Это может быть свидетельством самооценочных трудно-стей у ребенка, внутрисемейной конкуренции,сиблинговой конкуренции – когда он сравнивает свое имущество с имуществом брата или сестры |
Ребенок «закатывает истерики» и использует эмоциональный шантаж, когда ему отказывают в покупке | В семье есть нарушения воспитания, родители не умеют конструктивно подкреплять желаемое детское поведение, не умеют устанавливать границы. Если истерики ситуативны, разовы, они могут свидетельствовать просто о сниженном эмоциональном состоянии ребенка |
Ребенок не рад подаркам, не благодарит за них, все время хочет все больше и больше | В семье есть потворствующая гиперопека, избыток ненужных покупок. Ребенка балуют, при этом вероятен дефицит игровой и творческой деятельности – дошкольник не умеет применять подарок, развлечь себя. |
Покупки как «психологическое обезболивающее» для себя или ребенка. Родители покупают подарки, чтобы отвлечь ребенка или отвлечься от негативного события или состояния. Подарки – способ порадовать себя или извиниться перед ребенком: «Я хорошая мать», «Наорала – куплю игрушку».
Хаотичные покупки в семье. Финансовая жизнь семьи выстраивается по типу «мотовство – аскетизм», «качели». Пришла зарплата – взрослые бегут скорее покупать все, что под руку подвернется, потом вынужденно экономят на необходимом. Это формирует азартное отношение к деньгам и тратам, неумение планировать, траты по типу «дорвался».
Подкрепление эмоционального шантажа. Если родитель отказал в покупке, но в ответ на детские слезы, крики и протесты все же согласился, то тем самым он подкрепил этот способ получить желаемое. Взрослые неосознанно приучают ребенка, что, если отказали, можно поплакать, покричать, убегать – и тогда получишь, что хотел. Ребенок учится использовать этот способ и в других ситуациях, это путь к истерическому выпрашиванию как стратегии поведения.
Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка
Безграничный ассортимент, обилие стимулов в магазинах. Дети реагируют на подачу, рекламу, новизну, и многие из них не умеют уходить из магазина без подарка. Хотя бы какой-то из товаров вызывает желание им обладать, и родитель покупает его, например, даже самое недорогое. Тем самым снова подкрепляет для ребенка сценарий: он в магазине – значит, родитель обязательно что-то купит для него.
Неумение родителей отказывать психологически грамотно. Когда родитель пытается отказать ребенку, детские ответные реакции разрушают его решение. Другой вариант: взрослый подает отказ так, что вызывает горе у ребенка и вину у него самого. Вскоре родитель спешит компенсировать свой отказ покупкой, а затем схема повторяется.
Как справиться с импульсивными покупками?
Пересмотреть и отрефлексировать правила. Сколько бы денег ни тратил взрослый на ребенка, возможны ситуации, когда он будет считать, что этого недостаточно. Ребенок будет думать, что мама только и делает, что отказывает, а все самые желанные вещи не покупает. Чаще всего основа этих ситуаций – впечатление непрерывного потока покупок, который все равно ничтожно мал по сравнению со всем доступным ассортиментом.
Нормализовать тон и содержание диалога по поводу покупок. Узнайте, что чувствует и говорит взрослый, а что ребенок, когда они принимают решение о покупке. Момент совместного решения содержит ряд посланий, которые участники взаимодействия не произносят и часто не осознают.
Пример
Ребенок может транслировать послание: «Если ты хорошая мать, ты не допустишь, чтобы я горевал(а)». В этот момент родители транслируют: «Если я хорошая мать, я куплю»; «Я достаточно богат, чтобы покупать ребенку то, что сам был бы рад иметь в детстве»; «Я не допущу, чтобы мой ребенок был хуже других»; «Мне легче купить, пусть поиграет, у меня на остальное нет сил».
Определите, насколько соответствует то, что Вы произносите, с тем, что Вы переживаете. Выявите потребности, например, у ребенка во внимании и одобрении, у Вас – в отдыхе. Научитесь правильно выстраивать диалог: Пример:В магазине мама может сказать ребенку в ответ на просьбу купить что-то: «Ладно, только не плачь!», а на самом деле думать: «Ему и так плохо, я наказала его, ругала». В момент, когда родитель принимает решение о покупке, он должен задать себе вопросы: «Точно ли я решила это купить или я просто хочу на время отключиться?», «Точно ли шоколадка сейчас лучше, чем игра вместе?».
Выбирать другие способы компенсировать эмоциональные трудности. Когда в семье есть хронически неудовлетворенные потребности ребенка или взрослого, то высока вероятность, что и тот, и другой будут компенсировать эмоциональное неблагополучие внешними действиями. Например, их может провоцировать фоновое негативное состояние из-за переутомления, развода, неуспеха и т. д. Психотерапевты указывают на то, что стремление к новым и новым приобретениям в виде покупок, накопления вещей, переедания, воровства – это попытка заполнить себя, когда люди переживают эмоциональный дефицит.
Старайтесь анализировать, какие другие способы могут удовлетворить потребности взрослого и ребенка. Например, покупки не обязательны, когда хочется почувствовать себя хорошей мамой и любимым ребенком, лучше сработает совместная игра, доверительный разговор, ласка. Чтобы почувствовать свою значимость, можно признать и описать заслуги, достижения без их оценки, а чтобы преодолеть конфликт – честно обозначить позиции, выразить эмоции и обсудить взаимные ожидания и предложения.
Вместо того чтобы поощрить ребенка материально, можно выразить радость и гордость, предоставить новые полномочия в семье, получить позитивные впечатления от совместной деятельности – игры, подушечного боя, поездки и т. п.
ПАМЯТКА
ЧТО СЛЕДУЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ В СВОИХ ТРАТАХ:
- Проанализируйте три свои покупки за ближайшие дни. Почему вы это купили? Было ли это необходимо? В каком эмоциональном состоянии вы были, изменилось ли оно? Какие эмоции были у ребенка? Импульсивные покупки могут выполнять функцию самовознаграждения, снижать бессознательную тревогу от обладания деньгами и т. д.;
- Думайте, прежде чем покупать. Когда хотите порадовать ребенка, помните, он скорее будет рад игре с вами, чем покупке. Игра заряжает настроением, пополняет психологические ресурсы, а покупка лишь ситуативно повышает настроение. Подумайте, каким еще нематериальным способом вы можете порадовать ребенка;
- Думайте, прежде чем идти с ребенком в магазин. Когда нет сил изобретать что-то игровое, развлекательное, то поход в магазин, пекарню или торговый центр становится способом разнообразить прогулки. Помните, что магазины и кафе устроены так, чтобы стимулировать покупки, а ребенок – наивный покупатель;
- Создавайте недвусмысленную атмосферу покупки. Когда вы приняли решение, что хотите что-то купить ребенку, создайте атмосферу покупки без негатива. Не надо перечислять, что можно было 4 бы купить вместо этого угощения, чтобы не формировать у ребенка вину
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ ПРИ ПОКУПКАХ:
- Не заменяйте покупкой извинение, внимание, любовь. Не покупайте ребенку что-то вместо соучастия или игры;
- Не лечите покупками свое эмоциональное состояние или настроение ребенка. Если ему грустно, скучно, он обижен, то лучше поиграть, поговорить, что-то поделать вместе, а свои сложности обсудить с близким или проговорить их вслух;
- Не ругайте ребенка за просьбы о покупках или лакомствах, не упрекайте, не требуйте взамен какого-то хорошего поведения или поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Какие подарки любят наши дети"
Интересы и предпочтения детей меняются со временем. Что сейчас они мечтают найти под новогодней елкой, получить на день рождения?...
Консультация для родителей "Новогодний подарок"
Приближаются волшебные зимние праздники – Новый год и Рождество. А впереди столько забот… За всей этой канителью давайте не забудем про самых главных героев этих праздников – про наших деток. Ма...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/16/picture-179813-1373974788.jpg)
Консультация для родителей Новогодний семейный вечер
Консультация для родителей, как готовиться и праздновать новогодние праздники, вечера в семье, в кругу друзей....
Консультация для родителей «Новогодние подарки своими руками»
Новый год прежде всего – семейный праздник, и как здорово находить в коробке с игрушками в процессе украшения елки особенно памятные вещи, связан...
Консультация для родителей: «Новогодние подарки своими руками детям и с детьми»
Подарок – вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка. Подарок имеет сходное значение с да...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-1458564-1710706240.jpg)
Консультация для родителей «Секреты подарков»
С наступлением праздников, будь то новый год или день рождения ребёнка, родители спешат выбрать лучший подарок. Иногда так увлекаются желанием порадовать ребёнка, что дарят ему под...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-402390-1416046883.jpg)
Консультация для родителей "Какие подарки дарить детям на новый год"
Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! Поэтому, выбирая подарки для детей, нужно помнить, что подарок должен быть удивительным, ч...