Проект «Досуговые формы взаимодействия с родителями ДОУ»
материал

Авдеенко Наталья Сергеевна

Проект

«Досуговые формы взаимодействия с родителями ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tsvetochnyy_gorod.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Досуговые формы взаимодействия с родителями ДОУ»

Авторы: Авдеенко Наталья Сергеевна,

 Мацола Любовь Викторовна

1.Введение

Данный проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников носит социально – личностную направленность.
В рамках проекта выделяются два направления сотрудничества с семьей. Первое из них – направлено на установление долговременных и прочных связей с семьями воспитанников группы с целью более глубокого изучения взаимоотношений в семье и сглаживание конфликтных ситуаций во взаимодействии ДОУ и семьи. Второе направление – поддержание активной позиции родителей группы в жизни детского сада, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами ДОУ.

Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступают условия взаимодействия с родителями детей подготовительной к школе группы, предметом деятельности является непосредственно процесс организации досуговой формы взаимодействия с родителями.

2. Актуальность создания проекта

Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:                                              
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, актуальной становится разработка проекта «Досуговые формы взаимодействия с родителями» социально - личностной направленности.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

 Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
     
Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;

- повысить уровень компетентности родителей по организации досуговой детской деятельности в семейном воспитании;

- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе группы старшего дошкольного возраста;

- создать условия для повышения эффективности системы сотрудничества с семьей в рамках программы развития ДОУ.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и их родителей, регулярность и систематичность работы в рамках проекта согласно плану реализации.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.
Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети, социальные партнеры.

Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2019 года (4 месяца).
Место реализации: г. Петрозаводск, ул. Нойбранденбургская, 18 а,  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Ауринко».
Предполагаемые результаты проекта:

-выявлены формы педагогического взаимодействия в досуговой деятельности педагогов подготовительной к школе группы ДОУ и родителей с учетом современных тенденций домашнего воспитания в семье дошкольника;

- исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных детско-родительских отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника и проведена профилактика их появлений в семье;

- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ.

Ресурсы обеспечения проекта:
Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МДОУ «Д/с № 7», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.

Материально-техническое обеспечение:
- ноутбук,
- телевизор,
- музыкальный центр.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- беседы;
- родительское собрание;
- мастер-класс;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, экскурсии;
- день открытых дверей;

4.Этапы реализации проекта

I этап  – подготовительный.

Цель этапа: Выявление знаний детей и их родителей о досуговых формах взаимодействия в семье и в дошкольном учреждении.

1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы совместные формы организации детской досуговой деятельности?»

2. Беседа с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

3. Изучение литературы по теме.

4. Разработка плана работы по проекту.

II этап  - практический

Цель этапа: Знакомство детей и их родителей с семейными праздниками и досугами через разные формы организации совместной деятельности.

1. Родительское собрание.

2. Совместная подготовка с родителями к осеннему празднику.

3. Непосредственное участие родителей в осеннем празднике (роли пиратов)

4. Экскурсия с родителями и детьми в музей на воде «Полярный Одиссей».

5. Совместное чаепитие на природе у воды.

6. Проведение в течение сентября 2019 г. акции «Читаем дома произведения Н. Носова».  

7. Создание выставки родиельско-детских рисунков по рассказам Н. Носова.

8. Устные и стендовые консультации для родителей на темы: «Воспитание привычек у ребенка», «Семейные традиции», «Мама, папа, Я – дружная семья» и т.д.

9. Совместное участие в акции «Кормушка», организация праздника «Синичкин день».

10. Участие родителей и детей в выставке рисунков «Мой любимый Петрозаводск».

11. Совместная подготовка к Новогоднему празднику.

12. Выставка семейных изделий своими руками «Осенний вернисаж»

13. Мастер-класс «Мандариновые дольки» (подготовка атрибутов для новогоднего праздника)

14. Посещение с родителями и детьми Кукольного театра РК, спектакль «Заветное желание»

15. Участие в рождественской акции «Старость в радость» (совместная подготовка подарков для бабушек и дедушек, проживающих в домах престарелых нашей республики.

16. Подготовка детей с родителями подарков-рисунков Деду Морозу. По итогу – экскурсия на почту.

17. Индивидуальные и коллективные беседы с родителями.

III этап  - заключительный

Цель этапа: оценка эффективности реализации проекта  «Досуговая форма взаимодействия с родителями».

1. Анкетирование

2. Подведение итогов (индивидуальные и коллективные беседы)

Оценка результатов:

Предполагается, что одним из главных аспектов досуговой деятельности в рамках данного проекта будет активное участие родителей во всех мероприятиях и эффективность данной системы в отдельно взятой группе детского сада, проводимых по плану данного проекта, а также более внимательное отношение к семейным традициям.

При условии выполнения всех этапов проекта в полном объеме от полученного положительного эмоционального заряда во время проведения совместных досугов и праздников до внесения в семью нового витка домашних традиций.

5. Выводы:

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

Семья и детский сад, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями Индивидуальные собеседования с родителями показывают, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

6. Литература

  1.  Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
  4. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
  6. Шаховская Н.Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - №2.

https://www.maam.ru/detskijsad/dosugovye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/14/dosugovye-formy-vzaimodeystviya-s-roditelyami

http://orensad20.ru/files/pedagogi/konsultacii/k7.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Досуговые формы взаимодействия с родителями"

Клуб заботливых мам«Путешествуем вместе»(совместный досуг с мамами) ...

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...

Презентация к проекту:"Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ"

Презентация к проекту:"Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ"...

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, семья была и остается жизненно необходимой ср...

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейш...

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы взаимодействия с родителями "Коллекционирование" Презентация и опесание слайдов....

Консультация "Досуговые формы взаимодействия с родителями в ДОУ"

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейш...