Кубики Никитина как средство развития детей
статья

Косенкова Ольга Валентиновна

Кубики Никитина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubiki_nikitina_kak_sredstvo_razvitiya_detey.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Кубики Никитина как средство развития детей.

Игры Б. П. Никитина – это отдельный пласт развивающих игр, основное направление которых развитие творчества. Но именно творчество помогает решать множество развивающих, интеллектуальных задач, что способствует успешному развитию математических способностей дошкольников.

В нашей стране необходимость в таких играх видел педагог - новатор Б. П. Никитин, который создал множество развивающих игр. Автор опубликовал своё творчество в книге «Ступеньки творчества или развивающие игры». Он подробно описал значение, сущность, цель развивающих игр, дал подробное описание по их изготовлению. Опробовав игры на своих детях и получив высокие, результаты их развития, Б. П. Никитин смело утверждал, что именно развивающие игры очень интересны детям и сохраняют этот интерес многие годы. Они позволяют добиться эффективных результатов в развитии математических способностей детей.

Б. П. Никитин считал, что необходимо из ребёнка вырастить человека инициативного, думающего работника, способного на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Большое внимание Никитин уделяет развитию творческих способностей, т. к. считает, что именно творческая личность преуспеет в жизни, что «человеку с творческим складом ума легче найти «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда». Чрезвычайно важную задачу перед государством, воспитателями, учителями, родителями определял так: «добиться того, чтобы каждого ребёнка вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым, крепким человеком, но и инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любимому делу». Его сильно волновал тот факт, что очень часто развивающие возможности обычных игрушек ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не определяют развитие ребёнка, а только удовлетворяют его сиюминутную потребность (это является актуальной проблемой современного общества). Но этого мало для умственного развития и развития творческих способностей. Для этого нужны (как говорил Б. П. Никитин) «игры нового типа», игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Он создаёт такие игры и называет их развивающими играми. В своей книге «Ступеньки творчества или развивающие игры» он дал понятие «развивающие игры», описал их свойства, и их роль в развитии детей.

В своей книге Б. П. Никитин определил сущность и особенность развивающих игр, перечислил их общие идеи и характерные особенности.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.

2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастание сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3 летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно т. е развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

6. Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Он, возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие игры позволяют каждому раскрыть свои возможности, где развитие идёт наиболее успешно.

В книге Никитин даёт описание своих развивающих игр и методику работы с ними, утверждая, что развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, считает Б. П. Никитин, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Игры Никитина призваны развивать у ребёнка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. В основе разработки уникальной методики раннего развития  лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б. Л. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребёнка». Предполагается, что ребёнок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребёнку правильную окружающую среду : игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребёнка сиюминутного ответа, быть может, стоит ещё немного подождать – и он найдёт решение в два счета!

Такой принцип воспитания развивает у ребёнка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Интерес ребёнка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребёнок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после неё).

Выстраивайте игру исходя из возраста вашего ребёнка:

• Играйте сами, подробно рассказывая, что и как выделаете. Называйте цвета, придумывайте истории, считайте вслух - «Я возьму четыре белых кубика и построю стол. А эти два синих кубика будут лавочкой» и т. д. Этот вариант рекомендуется в 1-3 года, когда ребёнок просто учится игре, наблюдая за взрослым.

• Совместная игра. «Половину кубиков тебе, половину - мне. Я построю полосатую дорогу, а ты её продолжишь».

• Когда ребёнок в состоянии повторить ваши постройки (приблизительно 3-4 года, наступает черёд устных или рисованных заданий. Кстати, если вашему ребёнку игра попала в руки именно в этом возрасте, сразу же привлекайте его к активной самостоятельной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кубики Никитина» – развивающая игра для детей

Занятия с кубиками Никитиных способствуют развитию у ребенка внимания, воображения и формированию у него пространственных представлений....

Кубики Никитина, как методика обучения детей.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, ли...

Кубики Никитина как средство развития детей.

Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых...

Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...

Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...

« Использование дидактического пособия «Кубики-помощники» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста». Из опыта работы.

Вашему вниманию мы хотим предложить дидактическое  пособие «Кубики помощники»Аннотация: данное пособие направлено  на развитие речевых возможностей детей старшего дошко...

Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство   речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...