Пример способа поддержки интереса детей с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды детского сада (используемые материалы, рекомендованного игрового персонажа, ход взаимодействия с детьми).
методическая разработка (младшая группа)

Клопот Ольга Владимировна

Для развития любознательности необходимо:

  • насыщение предметно-пространственной среды материалами, предметами, которые будут обеспечивать стимулирование познавательного интереса, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность детей;
  • грамотное педагогическое сопровождение деятельности ребенка - направлять, поддерживать в поисковых действиях, способствовать самостоятельной деятельности детей.

Предметно развивающая среда, создаваемая педагогом должна способствовать решению следующих задач:

  • развивать познавательную активность;
  • активизировать самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пример способа поддержки интереса детей с использованием ресурсов развивающей предметно-пространственной среды детского сада (используемые материалы,  рекомендованного игрового персонажа, ход взаимодействия с детьми).

Варианты образовательных ситуаций с учетом контекста

Педагогические действия по поддержке детского экспериментирования

Действия детей

Используемые  материалы, приборы- помощники, организация пространства детской реализации

«Снеговик в шубе»

Цель: Формировать представления детей о свойствах снега: снег тает медленнее в меховой рукавице.

Ребятки, вы все получили подарки на Н.Г. . Кто помощник у Д.М., отгадайте загадку?

Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. (Снеговик)

Предложить детям вылепить помощника для Деда Мороза

ребята, как вы думаете, если нарядить снеговика в шубу он в ней растает?

В: Детки, наша прогулка подошла к концу, я предлагаю вам забрать двух наших самых красивых снеговиков в группу и проверить ваши предположения.

В:вносит подносы со снеговиками в группу и закутывает одного в меховую ткань.

Вывод: Снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а шуба может сохранять холод.

Ответы детей, их рассказы о полученных подарках

Дети отгадывают загадку - Снеговик

Дети лепят снеговиков, каждый своего. Дают советы друзьям, рассматривают, обсуждают результат, вспоминают почему снег лепится.

предположения детей

Дети предлагают проверить, высказывают предположения как это можно сделать: Закутать одного снеговика меховой тканью , а другого оставить на подносе без одежды. 

Наблюдение детей: Через несколько минут снеговик без шубы начинает  таять, а в шубе дольше остается  таким же прочным, каким его принесли.

Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снеговик в шубе не растаял.

Дети выясняют, что снеговик в шубе  тает медленнее, чем без шубы

2 подноса

«Теплый сугроб»

Цель: формирование представлений о свойствах снега.Узнать сохраняет ли снег тепло.

В гости пришла Маша и сказала, что Мишка уснул в берлоге, а она засыпана снегом. Маша переживает не замерзнет ли там ее друг?

В: Да, ребята, вы правы, но не только поэтому, но и потому, что снег сохраняет тепло в берлоге.

В: Хотите ли вы это проверить?

В: Мы с вами проведем опыт и попробуем убедиться в этом, (дает пошаговую инструкцию).

Воспитатель производит фиксацию измерений температуры воды.

Выносит емкости на улицу во время прогулки

Воспитатель помогает с измерениями и фиксирует результат.

В: Давайте вспомним что мы хотели проверить экспериментом?

Что мы для этого сделали?

Что мы узнали?

Вывод: Между снежинками в снегу есть воздух, который не пропускает тепло наружу, следовательно внутри сугроба температура выше, чем на улице. Доказательство этому — вода в сугробе остывает медленнее, чем на улице.

Исходя из интересов детей предлагаем детям следующую образовательную ситуацию:

Дети высказывают свои предположения:из-за тёплой шубы и жира, сосет лапу...

Дети высказывают свое мнение:снег холодный, греть не может и т.д.

Дети заинтересовались и соглашаются, задают вопросы как мы это сделаем?

наливают теплую воду в одинаковые емкости в одинаковом объеме

измеряют температуру термометром для воды;

один кувшин оставляют на морозном воздухе до конца прогулки, второй  закапывают поглубже в сугроб;

В конце прогулки откапывают  емкость с водой из сугроба и снова измеряют температуру воды.

Сохраняет ли снег тепло, тепло ли Мишке в берлоге под снегом...

рассказ детей

Вода в кувшинах стала разной температуры. Снег может сохранить тепло. Мишка не замерзнет.

Дети захотели проверить есть ли воздух в снегу?

 две  одинаковые ёмкости с водой, термометр для воды, мерная емкость для воды, лопатки для снега

Есть ли воздух в снегу?

Цель: Формирование представлений о свойствах снега, узнать есть ли воздух в снегу.

Воспитатель загадывает детям загадки о зиме и снеге:

Что за чудо-покрывало?                                      Ночью все вдруг белым стало.  

Не видать дорог и рек —                                  Их укрыл пушистый...  (снег),и т.д.

Давайте вспомним, какой снег?                     Верно ребята. Когда мы с вами выясняли действительно ли снег сохраняет тепло, мы с вами узнали, что в нем есть воздух.  Мы договорились с вами о том, что обязательно это проверим. Вы не передумали? Хотите проверить?

 Как же мы с вами можем это проверить?    

Да ребятки, мы снова проведем опыт, но нам нужно будет очень постараться, а помогут нам в этом наши с вами лопатки и ведерки.      

В:  предлагает детям набрать в      ведерки снег. Акцентирует внимание на том, что он пористый и рыхлый.

В: дает детям рекомендации: старайтесь не приминать снег. Пусть он остается пушистым.

Посмотрите какие полные у нас ведерки. А теперь давайте утрамбуем снег в наших ведерках. Плотно-плотно прижмем его.

Что произошло? Что изменилось?

Верно ребята, снега стало меньше. как вы думаете почему?

Что мы с вами хотели выяснить? Что мы для этого сделали?                                               Вывод: Снега стало меньше, потому что между снежинками был воздух. Приминая его, мы воздух вытеснили и снега стало меньше. Значит в снегу есть воздух.

Дети отгадывают загадки

Холодный, мягкий, пушистый, белый, он сохраняет тепло...

Ответы детей

Предположения детей: не знаем, на прогулке

Дети одеваются на прогулку, берут нужный инвентарь. 

Дети набирают снег в ведерки до краев, стараясь не приминать снег

Дети утрамбовывают снег в своих ведерках

Снега стало меньше, он стал жесткий, плотный

Предположения детей 

                                                                       

Рассказы детей

                                                                             

Детские ведерки, лопатки

Вывод: снег  сохраняет тепло; снег быстрее тает, если к нему есть доступ теплого воздуха, а “шуба; может сохранять холод, т.к. в снегу есть воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

«Технологии руководства самостоятельной деятельностью детей как метод индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Повышение профессиональной компетентности руководящего и педагогического состава в вопросах организации индивидуализированной РППС,  формирование мотивационной готовности у всех участников образо...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...