Статья
статья

Игнатенко Татьяна Николаевна

Ранняя профориетация в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация в детском саду

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

 Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования.  Дошкольное  учреждение –  первая ступень  в  формировании  базовых  знаний  о  профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия,  дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

Развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике   и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.
           В нашем дошкольном учреждении проводится работа по ознакомлению детей с профессиями начиная со среднего дошкольного возраста.

Одной из задач инструктора по физкультуре по ознакомлению детей   является знакомство детей с  профессиями, связанными со спортом. Практически каждый человек на земле связан со спортом: зимой мы катаемся на лыжах и коньках, играем в хоккей, в летние каникулы плаваем, играем во дворе в футбол и баскетбол и т.д. С самого раннего детства малышей учат делать зарядку и прививают им любовь к спорту, который необходим человеку для улучшения его самочувствия, укрепления мышц и всего организма, придания ему энергии. Занимаясь спортом, человек становится более сильным, жизнерадостным, меньше болеет и отлично себя чувствует.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. В своей работе , для ознакомления детей с спортивными профессиямия применяю традиционные методы обучения и воспитания:

 - словесный (беседы о профессиях в спорте);

- наглядный (наблюдение , посещение спортивной школы, наблюдение за тренером во время тренировки, просмотр видео и презентаций);

- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Благодаря им, дети  узнают  о современных профессиях, связанных со спортом.

В своей работе по ознакомлению детей со спортивными профессиями я использую следующие формы работы:

  1. Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей спортивных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данных профессиях. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций, просмотром видио материалов, презентаций, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
  2. Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми спортивных  профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
  3. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся дидактические игры, Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях спортивных  профессий.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что, труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Одним из методов ознакомления дошкольников со спортивными профессиями, я использую метод проектов так как он:
- основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

В рамках проекта мною были  разработаны дидактические игры: «Что необходимо спортсмену», «Спорт зимой и летом», «Спортивный инвентарь», «Чей мяч».

Были разработаны викторина «Знатоки спорта», Спортивный досуг «Профессии в мире спорта», конспект «Как стать спортсменом». Презентации по летним и зимним видам спорта, олимпийские виды спорта, по спортивным профессиям , знакомство с тренером по плаванью, фитнес тренер, футболист и тренер по футболу, баскетболист и тренер по баскетболу, боксер и тренер по боксу, хоккеист и тренер по хоккею,

 Изучая новую спортивную  профессию, использую  следующий алгоритм:
• «профессия» (название и как называется человек данной профессии),

• «место работы» (здание, место),

• «материал для труда» (с чем работает),

• «форменная одежда» (во что одевается)
• «трудовые действия» (что делает человек),

• «результат труда» (что получилось),

• «личностные качества» (какими качествами должен обладать)

• плюсы и минусы профессии

• польза труда (кому это нужно).

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации в моем направлении работы подразумевает:

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению со спортивными  профессиями, видах спорта;

- подбор видеороликов, презентаций связанных с темой спортивной «Профессии»;  

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры и беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...