Конспект открытого занятия "В стране Матрешек"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аканова Алия Урунбаевна
Цель: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки Матрешки. Задачи: - образовательные: Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; с видами матрешек (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, авторская). Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке. Расширить кругозор детей в области применения нетрадиционной техники рисования. - развивающие: развивать память, внимание, речь, развивать интерес к народно-прикладному искусству, Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. - воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matreshki_1.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение«Детский сад №12 «Журавушка» комбинированного вида г. Орска»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«В стране Матрешек»

Подготовил воспитатель 1 кв.категории:

Аканова А.У.

г. Орск 2023г.

Конспект занятия по познавательному развитию «В стране Матрешек»

 Цель: Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки Матрешки.

Задачи:

- образовательные: Познакомить детей с русской народной  игрушкой - матрёшкой; с видами матрешек (Сергиево-Посадская, Семеновская, Полхов-Майданская, авторская).  Дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке. Расширить кругозор детей в области применения нетрадиционной техники рисования.

- развивающие: развивать память, внимание, речь, развивать интерес к народно-прикладному искусству, Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

- воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.

Предварительная работа:

  • игры с народными игрушками;
  • рассматривание и народных игрушек;
  • чтение стихов о народных игрушках;
  • заучивание стихов и частушек про матрешку;
  • рассматривание платков с разным узором.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук.

Образовательные технологии:  ИКТ- технологии, здоровье сберегающие технологии.

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, сюрпризный момент, ответы на вопросы, уточнение, поощрения.
  • Наглядные:  иллюстрации, картинки.
  • Практические: поисковые действия, дидактические игры: «разрезные картинки», здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка), практическая деятельность: роспись матрешек, индивидуальная работа, работа в группах.
  • Игровой: приветствие, хороводная игра - «Игра с Солнцем»
  • Сюрпризный момент: появление игрушки Матрешки

Оборудование и материалы: Матрешка. Экспонаты для выставки матрешек. Дидактическая игра «Разрезные картинки – Матрешки». Косынка для физкультминутки. Для творчества: силуэты матрешек, краски, кисточки, карандаши, восковые мелки.

Ход деятельности

Организационный момент

Хороводная игра - «Игра с Солнцем»

Дети, предлагаю вам встать в круг и вспомнить хороводную игру с солнцем.

(В центре круга – «солнце» - держит воспитатель)

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг.

Загадка

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы – ...(Матрешки)

Воспитатель: Правильно ребята, это Матрешки.

Появление «Матрешки»: «Дорогие ребята мы с моими сестричками отправились  в путешествие и по пути растеряли друг друга, помогите мне найти их…»

Переключение детей на другой вид деятельности – Посмотрите на Матрешку. (показ игрушки) Какая она? (ответы детей). Что вы знаете о Матрешках? Да, вы правы, в большой матрешке живут маленькие. (показ) Вам интересно узнать о Матрешках что то новое?

Тогда я предлагаю вам отправиться в страну матрешек.

Основная часть занятия

Отправляемся в путь?

Чтобы туда попасть нам надо пройти по волшебной тропинке:

Мы по камушкам идем,

Через ручей перешагнем.

С кочки на кочку, раз, два, три.

Под ноги внимательней ты смотри.

По узкому мостику ты пройди,

А теперь у нас ямка на пути.

Снова на ноги мы встаем

И по тропинке идем.

Вот мы с вами оказались в стране Матрешек.

(указатель музей Матрешек) Предлагаю сначала отправиться в музей Матрешек.

Ребята, посмотрите сколько здесь матрешек. Как вы думаете, они одинаковые? Нет, Матрешки все разные.

Давайте рассмотрим матрешек (дети рассматривают, трогают матрешек, любуются)

Ребята, скажите, а какая матрешка? (красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная, разъемная, сувенирная, праздничная, нарядная, гладкая, твердая)

Ребята, из чего сделана матрешка? (из дерева) Значит она какая? (деревянная)

Посмотрите, а какое лицо у матрешки? (доброе и ясное) Какие глазки? Щечки?

Во что одета матрешка? (платок, кофту, сарафан, фартук)

Дидактическая игра «Верю - не верю»

  • Вы верите в то, что матрешка кукла добрая? Почему?
  • Вы верите в то, что матрешка кукла с секретом? Почему?
  • Вы верите в то, что матрешка может утонуть? Почему?
  • Вы верите в то, что существует матрешка ростом больше вас? Почему?

Но откуда же в России появилась Матрешка? Хотите узнать?

(указатель Кинозал) Тогда предлагаю отправиться в кинозал. Занимайте места.

(дети смотрят презентацию про Матрешку)

Ребята, что нового вы узнали про Матрешку? (ответы детей) Откуда же в России появилась первая Матрешка?

Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100 лет назад, но для народной игрушки – это не возраст. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин.

Он увидел деревянную пустотелую куклу привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.

Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Ребята, предлагаю вам разделиться на пары (подгруппы) и собрать матрешки.

Физкультминутка - игра «Веселая косыночка»

А сейчас весёлые матрёшки предлагают отдохнуть. Матрешки любят танцевать. Давайте и мы попляшем вместе с матрешками. Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку, музыка останавливается. Дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

Ты косынку завяжи, завяжи,

В центр круга выходи, выходи,

Ну - ка … (имя ребенка) попляши, попляши,

Нам матрешку покажи, покажи!

(под музыку «Русские матрешки» ребенок танцует – выполняет движения из рус. нар. танцев)

Ребята, как вы думаете, легко ли сделать матрешку? Мастерят матрешек мужчины. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтоб не было ни сучка, не трещинки. Сначала точит самую маленькую матрешку. Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя. Затем вытачивает матрешку побольше, ещё побольше. Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек. Давайте поможем масстерицам расписать матрёшек.

Мастерская

Ребята, вы хотите отправиться в мастерскую и помочь мастерицам расписать Матрешек?

Пальчиковая гимнастика «Матрешки.»

-Дуйте в дудки (имитирует игру на дудочке,

Бейте в ложки (хлопают в ладоши).

В гости к нам пришли матрешки,

Ложки деревянные. (вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперед.)

Матрешечки румяные. (качают головой поднеся руки к щечкам.)

Ребята, чем можно расписать матрешек? (карандашами, фломастерами, красками, мелками) Правильно. Можно еще оформить матрешку, сделав аппликацию из ткани или бумаги. Весь необходимый материал есть у вас на столах. Предлагаю каждому сделать свою красавицу Матрешку.

(индивидуально воспитатель интересуется у каждого ребенка: Миша, что тебе потребуется для оформления Матрешки? Все ли у тебя есть для этого?)

Практическая деятельность

Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники.

Рефлексия: Ребята, у меня есть солнышко. Предлагаю вам взять каждому по ленте от него и сказать, что вам понравилось на занятии, что вы узнали нового. Может что то для вас было сложным.

Ребята, что у вас получилось? Солнышко с лучиками. Пусть это солнышко наполняет теплом ваши сердца весь оставшийся день.

А теперь наше путешествие закончилось, мы возвращаемся в детский сад .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Страна Динозаврия"

Расширение кругозора детей о далеком прошлом Земли....

Конспект открытого занятия: «Страна волшебная Здоровья».

Приобщение к здоровому образу жизни....

Открытое занятие «Ярмарка матрешек»

Открытое занятие «Ярмарка матрешек»Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе. Тема: «Ярмарка матрешек»МБДОУ "Родничок"Лавр...

Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе «Теремок для матрешек»

Конспект открытого занятия по конструированию в средней группе  «Теремок для матрешек»Корнеева Валентина АнатольевнаКонспект открытого занятия по конструированию в средней группе &laq...

Конспект открытого занятия_ _ Песочная страна- страна чудес_ 2022 г.

Конспект открытого занятия_ _ Песочная страна- страна чудес_ 2022 г....

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Хоровод матрешек» для детей второй группы раннего возраста

Цель: развитие предметной деятельности.Задачи:-формировать умение детей выполнять действие с матрешкой;-развивать умение различать предметы контрастной величины;-совершенствовать предметные дейст...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...