Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Родился хлеб душистый из зерён золотистых" в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорова Юлия Ринатовна

Занятие формирует у детей представление о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о ценности хлеба, общественной значимости труда хлебороба.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о процессе производства хлеба;

- формировать систему представлений детей о выращивании и приготовлении хлеба посредством просмотра слайдов;

- систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря;  

- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба;

- закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.

- закрепить представления о последовательности роста растений (пшеницы, ржи) и необходимых погодных условиях (солнце, дождь, тепло) посредством исследовательской деятельности (рассматривание злаковых культур);                            

- совершенствовать трудовые навыки детей.

Развивающие:

- развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление;

- развивать умение отвечать на поставленные вопросы;

- развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда посредством чтения художественной литературы;

- воспитывать интерес к труду пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в его выращивании.

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методические приемы: 

- сюрпризный момент;

- беседа;

- показ слайдов;

- использование загадки;

- физминутка «В землю зёрнышко попало»;

- речевая игра «А какой он, хлеб?»;

- пальчиковая игра «Каша»;

- лепка из солёного теста.

Материал:

Демонстрационный:

- мультимедийное оборудование;

- слайды с изображением выращивания хлеба;

- каравай.

Раздаточный:

- зерна пшеницы и ржи;

- солёное тесто;

- формочки для лепки;

- дощечки для лепки.

Предварительная работа:

- беседы  «Как хлеб на стол приходит», «Почему надо беречь хлеб», «Какие бывают виды хлеба»;

- дидактические игры «Откуда хлеб пришёл», «Что было бы если…», «Родственные слова», «Подбери словечко»;

- чтение художественной литературы В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», В.Крупин «Отцовское поле», Ю.Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А.Букалов «Как машины хлеб берегут», В. Дацкевич «От зерна до каравая», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», М.Глянская «Хлеб», А.Митяев «Мешок овсянки», «Колобок», «Царевна-лягушка».

- знакомство с пословицами и поговорками  о хлебе;

- загадки о хлебе;

- рассматривание серии сюжетных картин «Урожай»;

- рассматривание альбома «Как к нам хлеб пришёл»;

- придумывание рассказов о хлебе;

- рассматривание колосков, зёрен пшеницы и ржи;

- лепка хлебобулочных изделий из солёного теста;

- рассматривание репродукций картин  И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»;

- выставка книг о хлебе;

- рисование на тему: «Поле в колосьях», «Душистый хлеб»;

- сюжетно – ролевые игры «Семья», «Магазин», «Больница», «Ярмарка»;

- разучивание пальчиковой игры «Каша»;

- разучивание  физминутки «В землю зёрнышко попало».

Форма организационной деятельности: групповая.

Место проведение: групповая комната.                                                                  

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент: воспитанники стоят полукругом

В: - Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте улыбнемся и скажем им «Доброе утро!».

Д:  - Доброе утро!

В: - А сейчас пожелаем доброе утро нашим глазкам.

С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируют веки глаз)

С добрым утром, ушки, вы проснулись? (массируют уши)

С добрым утром, носик, ты проснулся (массируют крылья носа)

С добрым утром, ручки, вы проснулись (гладят руки сверху – вниз)

С добрым утром, ножки, вы проснулись? (гладят ноги сверху – вниз)

С добрым утром, солнце, я проснулся! (встают на носочки, тянут руки вверх и улыбаются)

(Воспитатель выносит  на  разносе хлеб накрытое  полотенцем)

1ч. В: - Ребята,  отгадайте,   что  у  меня  под  полотенцем.

(Воспитатель загадывает загадку)

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

 А бывает подгорелый.  

Д: - Хлеб. 

В: - Правильно.

(Воспитатель показывает хлеб)

В: - Почувствуйте  аромат, который идёт от хлеба!

(Воспитатель читает стихотворение)

Вот он – хлебушек душистый.

Вот он – тёплый, золотистый,

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В: - Сегодня, ребята, мы будем с вами говорить о хлебе. Он самый главный в каждом доме и на каждом столе. А вот каким он может быть ещё, вы мне  и расскажите в игре.

2 ч. В: Игра «А какой он, хлеб?».

В: - Мы будем называть определения. Начну я, а вы продолжите.  Хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный, серый, полезный, печёный, подгорелый, с золотистой корочкой.

В: - Молодцы ребята! А теперь садитесь  на стулья.

3ч. В:- Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Д: - Его покупают в магазине.

В:- А из чего пекут хлеб?

Д: - Из муки.

В: - А из чего получают муку?

Д: - Из зёрен.

В: - Из каких зёрен получают пшеничную муку?

Д: - Из зерён пшеницы.

В: - Из каких зёрен получают ржаную муку?

Д: - Из зерён ржи.

В: -Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Д: - Да.  

                          (Слайд 1. «Трактор на поле распахивает землю»)

(Обратить внимание детей на экран)

В: - Что мы видим на слайде?

Соня: - Трактор пашет землю, чтобы она была мягкая. На тракторе работает тракторист или землепашец.

В: - Землю вспахали, а потом что делают в поле?

(Слайд 2. «Люди сеют зерно»)

        (Обратить внимание детей на экран)

Яша: - На вспаханную землю сеют зерно. Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья.

( Слайд 3. «Поле в колосьях»)

                            (Обратить внимание детей на экран)

В: - Давайте и мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле. Выходите!

4 ч. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало
(руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
(медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся  
(покачаться на месте руки над головой)

5 ч.  Демонстрация зёрен  пшеницы и ржи.

В: - Рассмотрите зерно пшеницы. Какое оно по форме?

Д: - Круглое.

В: - Рассмотрите зерно ржи. Какое оно по форме?

Д: - Длинное.

В: - Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:

Прилетает в поле птица

Спелую убрать пшеницу?

Д: - Комбайн.

(Слайд 4. «Комбайн на поле убирает пшеницу»)

                            (Обратить внимание детей на экран)

В:- Кто работает на комбайне?

Д: - Комбайнер.

В: - Что же делает комбайн?

Д: - Собирает колосья.

В: - Далее машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

(Слайд 5. «Элеватор»)

                            (Обратить внимание детей на экран)

В: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Аделия: -  Зерно везут на мельницу. Там зерно мелят в муку. Человек, который работает на мельнице, называется мукомол.

(Слайд 6. «Мельница»)

                            (Обратить внимание детей на экран)

В: - Куда потом отправляется мука?

Камила: - Мука отправляется на хлебозавод в пекарню. В пекарне работает пекарь. Он из муки делает тесто и печёт хлеб в печи.

(Слайд 7. «Хлебозавод». Слайд 8. «Печь»)

                            (Обратить внимание детей на экран)

В: - Когда хлеб испечётся что происходит дальше?

Д: - Хлеб грузят на машины и везут в магазины.
В: - А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Д: - Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

В: - А как все эти продукты называются одним словом?

Д: - Хлебобулочные изделия.

В: - Какие вы молодцы!

В: - Ребята, хотите побыть пекарями?

Д: - Да.                                                                                                                                 В: - Я приготовила для вас соленое тесто и предлагаю изготовить разноцветные фигурные печенья для сюжетно-ролевой игры в «Магазин». Но сначала поиграем с нашими пальчиками.

6 ч. Пальчиковая игра «Каша».

Каша в поле росла,

К нам в тарелку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Всем дадим по ложке!

7 ч. Лепка.
                                 (Дети лепят из солёного теста печенье)

8 ч. Итог.

В: - Ребята, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Д: - Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.        

В: -Какие машины помогают хлеборобам?

Д: - Трактора, комбайны, грузовые машины.

В: -  Как нужно относится к хлебу?

Д:- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.                                    В: - Наше занятие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство и его нужно беречь.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству (Декоративное рисование) "Нарядная барышня". (старшая группа).

Учить детей расписывать  элементами дымковской декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) глиняные основы кукол-барышень.- Воспитывать интерес и эстетичес...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии на тему: "Мы спасатели природы" (старшая группа)

Представлена методика организации образовательной деятельности с детьми старшей группы в рамках ознакомления с окружающим миром. В ходе занятия дети приобретают понимание того, что скопление мус...

Конспект организованной образовательной деятельности детей на тему: «Осенью под дубом» в старшей группе. Продуктивная деятельность: аппликация

Подробный конспект занятия, на котором детям рассказывается об особенностях подготовки ежей к зиме и выполняется коллективная аппликация....

Конспект организованной образовательной деятельности, познавательного цикла «Мы творческая команда», для детей старшей группы.

Цель: формирование представлений у детей о водных видах спорта.Задачи:Образовательные: стимулировать у детей  интерес к водным видам спорта через разные виды деятельности; пополнять сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для педагогов в старшей группе «Знатоки родной природы»

Цель: расширение представлений о диком животном – зайце, домашнем животном – кроликом,  на основе наблюдения за живым объектом....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы «Путешествие в сказку"

Задачи: 1. Закрепить навыки порядкового и количественного счета в пределах 10.2. Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве.3. Закрепи...

Конспект организованно образовательной деятельности по теме «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе

Задачи:Обучающие. - Развивать связную речь, упражнять  детей составлению описательного рассказа по игрушке.- Формировать стремление правильно произносить звуки «с», «ш» по подражанию.- Разви...