Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику -ниткография»
план-конспект занятия

Цуканова Валерия Валерьевна

Конспект мастер-класса

Презентация к мастер-классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa_dlya_pedagogov.docx30.84 КБ
Файл master-klass.pptx637.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класса для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику - ниткография»

Цель: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой  – ниткографией.

 Задачи:

-раскрыть понятие «ниткография» и способы её использования в ДОУ;

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на использование в практике работы техники ниткографии;

-провести практическую часть для педагогов с применением основных простейших способов ниткографии. 

Материал:  презентация; раздаточный материал: цветные шерстяные нитки,  бархатная бумага, фетр, заготовки контуров рисунков, клей, ножницы, кисточки для клея, клеёнки, влажные салфетки, сухие салфетки.

Вступление

    Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех сторон личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание и, конечно, двигательные навыки.

     Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

     Работая с детьми дошкольного возраста, особое внимание уделяю развитию речи детей, через развитие мелкой моторики рук. Так как чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть

1 слайд

     Здравствуйте уважаемые коллеги!  Тема сегодняшнего мастер – класса «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  – «ниткография».

2 слайд

     Всем педагогам, которые работают с детьми, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальцы ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В настоящее время используется большое количество средств и методов  позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев - это рисование (мелки, карандаши, краски, пластилин), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки и т.п. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать использование техники «Ниткография». 

3 слайд

     Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» – пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») – это создание картин с помощью ниток.

4 слайд

     Корни этой техники идут из прикладного искусства индейцев, проживающих в центральной и западной Мексике. Они изготавливали специальные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и  сосновой смолы, на которую наклеивали разноцветные шерстяные нитки. Согласно поверьям,  дощечки с  такими картинами  являлись проводниками в мир духов.

     Деятельность с нитками, ножницами, клеем, карандашом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения.

5 слайд

     Техника ниткография позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач:

а) развивать мышление, внимательность, аккуратность;

б) совершенствовать зрительное восприятие детей;

в) развивать зрительно- моторную координацию;

г) подготавливать руку ребенка к письму;

д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

6 слайд

     Материалы, необходимые для выполнения работ:

– основа – картон, цветная бумага, бархатная бумага, фетр, ткань;

– нитки – шерстяные или акриловые;

– ножницы;

 – клей или другая липкая основа.

7 слайд

Виды и приёмы ниткографии, применяемые  в детском саду

1.Выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. На начальных этапах работы с детьми, используем бархатную бумагу, фетр, шерстяные нитки или шерстяные шнурочки. Так как бархатная бумага и фетр ворсистые, ниточки отлично на них крепятся и клей не нужен. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. И по образцу или заданию воспитателя ребенок выкладывает контур предмета. В младших группах это могут быть несложные контуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, волны и т.д.

8 слайд

Ниткография. Когда ребенок освоил эти этапы этой техники, то можно приступать к более сложному, где нитка уже приклеивается к основе. Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками. Знакомство с ниткографией - цельной нитью обычно происходит в старшей группе. В то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и в младшей группе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы.

9 слайд

 3.Аппликация нитками, как разновидность ниткографии вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Это интересно.        Знакомство с ниткографией цельной ниткой обычно происходит в старшей группе, в то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и во второй младшей.

10 слайд

     Ниткографию нужно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа предлагается ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовав с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Также загадываются загадки или задаются вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания даются в конце занятия, как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, переходим к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.

11 слайд

     Вот так, ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения. Для этого нужно использовать комплекс занятий, соблюдать поэтапность от простого задания, к более сложному, учитывать возможности каждого ребенка, начинать обучение с готового образца, сочетать занятия с развитием речи, в дальнейшем пересказ с изобразительной деятельностью.

        

Практическая часть.

     А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю Вам побыть детьми и применить эту технику на практике. Но вначале мы поделимся на группы. У меня разноцветные жетоны, выберите любой какой вам понравится (раздача жетонов). У кого жетоны зелёного цвета – это младшая группа, жёлтого цвета – средняя группа, и красные жетоны – старшая группа. Пожалуйста проходите за столы.

     Старшая группа.

     Я предлагаю вам выбрать заготовку рисунка, которые лежат на столе и с помощью нити заполнить данные формы. Вы можете использовать нарезанные нити или целые клубки, нужного вам цвета. На столе у вас также лежат ножницы, клей, кисти, которые вам понадобятся. Вначале прикладывается нитка по контуру, а затем заполняется внутреннее пространство. Нитки можно закрутить по спирали или уложить в ряд в любом направлении, главное, чтоб были уложены как можно плотнее к друг другу. Кончиком кисти можно регулировать нитку, подкладывать её к другой нитке.

     Средняя группа.

     Я вам так же предлагаю выбрать рисунки. Мелко нарезать нити нужного цвета. Выложить контур нитью, а затем заполнить пространство нарезанными нитями.

     Младшая группа.

     А с вами мы освоим начальный этап техники ниткография. Это рисование нитью геометрических фигур. Перед вами  лежат фетр и бархатная бумага. Выберите пожалуйста себе фон на котором вы будете рисовать нитью. Приступим. Возьмите синюю нить и сделайте из неё круг. Теперь возьмите зелёную нить и сделайте квадрат. Освободите свои листы. А теперь возьмите две нити, одна из которых будет жёлтая, а вторая красная, и сделайте из них два треугольника.  Давайте посмотрим,  одинаковые ли получились треугольники? Почему?  А теперь попробуйте нарисовать нитью дом. Молодцы, у вас всё хорошо получается. А теперь можно перейти к заданиям посложнее. Перед вами лежат рисунки, вы можете попробовать сделать рисунок на своём фоне по образцу.. Пожалуйста приступайте.

     Оценка работ всех групп.

12 слайд

     Уважаемые коллеги , я благодарю Вас, что Вы приняли участие  в моём мастер-классе. Надеюсь Вам было интересно. Спасибо за внимание.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления №16" города Орла Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики через нетрадиционную технику - ниткография » Подготовила: Цуканова Валерия Валерьевна в оспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Слайд 3

Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов , то есть « рисование» с помощью нити.

Слайд 4

Корни этой техники идут из прикладного искусства индейцев, проживающих в центральной и западной Мексике. Они изготавливали специальные картины из пряжи. Традиционно картины представляли собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивали разноцветные шерстяные нитки. Согласно поверьям, дощечки с такими картинами являлись проводниками в мир духов.

Слайд 5

Техника ниткография позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость; у детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити; желание довести работу до нужного результата, а также решать сразу несколько дидактических задач: а) развивать мышление, внимательность, аккуратность; б) совершенствовать зрительное восприятие детей; в) развивать зрительно- моторную координацию ; г) подготавливать руку ребенка к письму; д) формировать плавность, ритмичность и точность движений руки.

Слайд 6

Материалы, необходимые для выполнения работ: – основа – картон, цветная бумага, бархатная бумага, фетр, ткань; – нитки – шерстяные или акриловые; – ножницы; – клей или другая липкая основа.

Слайд 7

Виды и приёмы ниткографии . 1.Выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов . Используется бархатная бумага, фетр, шерстяные нитки или шерстяные шнурочки . Так как бархатная бумага и фетр ворсистые, ниточки отлично на них крепятся и клей не нужен. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. И по образцу или заданию воспитателя ребенок выкладывает контур предмета. Э то могут быть несложные контуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, волны и т.д.

Слайд 8

2. Ниткография . Когда ребенок освоил начальные этапы этой техники, то можно приступать к более сложному, где нитка уже приклеивается к основе. Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками. Знакомство с ниткографией - цельной нитью обычно происходит в старшей группе. В то время как освоение техники из кусочков применяется в средней, а иногда и в младшей группе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Инструкция изготовления картины в технике ниткографии : -Нарисовать изображение или использовать готовый рисунок; -Нанести клей по контуру изображения; -Прижать нитку, постепенно прикладывая к рисунку по контуру ; - Приступить к заполнению внутреннего пространства: ( нитки можно закрутить по спирали или уложить в ряд в любом направлении , главное, чтобы были уложены как можно плотнее к друг другу) -Высушить картину .

Слайд 9

3. Аппликация нитками , как разновидность ниткографии вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детьми. К тому же он не требует много времени на выполнение задания. Это интересно . Инструкция: - Нарисовать изображение или использовать готовый рисунок; - Мелко нарезать нити в несколько сложений нужного цвета; - Заполнить мелко нарезанными нитями каждую деталь рисунка, предварительно промазав клеем; - Прижать на сколько секунд чистой бумагой для прочного приклеивания.

Слайд 10

Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа предлагается ребенку рассказать о героях, предварительно побеседовав с ним о том, какие формы ему для этого понадобятся. Также загадываются загадки или задаются вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Поначалу изобразительные задания даются в конце занятия, как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, переходим к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.

Слайд 11

Вот так, ниткография может быть хорошим средством для развития мелкой моторики - это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению умственной и речевой активности, развитию воображения . Картины в технике ниткография , сделанные руками деток, уникальны и несут в себе неповторимую положительную энергетику . Именно поэтому ниткография так эффективна при работе с детьми.

Слайд 12

Занятие с податливой, мягкой, пушистой нитью успокаивает детей, развивает речь, а также вызывает интерес к декоративно-прикладному искусству . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования

презентация открытого просмотра по теме самообразования...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации»

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по ...

Консулитация для родителей. " Развитие мелкой моторики через нетрадиционная техника рисования в ДОУ"

Рисование - это вмд деятельности, который способствует развитию воображения, аккуратности, ответственности, самостоятельности....

Семинар-практикум на тему: «Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования»

в ноябре 2020 года прошел семинар-практикум для воспитателей. На тему : "Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования"...

"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники аппликации".

Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по ...