Педагогический проект :«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Декабрь 2023г.
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Русакова Лилия Ивановна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- д-с «Сказка» ОП «Детский сад «Светлячок»
комбинированного вида» Ковылкинского муниципального района
Республики Мордовия
Ковылкино 2023г.
Актуальность проекта
Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторики
являются «Пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности фантазию малыша.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть,
тем лучше ребенок говорит.
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими
особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: практический, познавательно - игровой.
Основные формы реализации проекта: формы работы с детьми, формы работы с родителями.
Формы работы с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, лепка, нетрадиционные формы рисования, лепка, конструирование, игры со строительным материалом, массаж пальцев и кистей рук.
Возраст детей: средняя группа
Формы работы с родителями: Беседы, консультации, рекомендации, мастер- класс
Предварительная работа:
– анкетирование родителей,
- консультации для родителей не темы: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста», «Ум на кончиках пальцев», рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или чем занять ребенка дома», практические рекомендации «Волшебное сито», «Вылови», « Открой и закрой».
Цель проекта:
-совершенствовать предметно - развивающую среду
-развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов
- выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи детей раннего возраста
Задачи проекта:
- совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребенка.
Задачи: Для воспитателя:
Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики.
Подготовить консультации, рекомендации, мастер- класс для родителей.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальчиковой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду.
Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты проекта У детей будут сформированы:
- развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста;
- формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
- развитие зрительного и слухового восприятия;
-создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей играми;
-воспитание усидчивости и внимания.
-интеллектуальное развитие детей. Пополнение предметно - развивающей среды.
Обогащение родительского опыта в воспитание детей.
Формы и методы реализации проекта:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов;
- массаж кистей и пальцев рук;
- художественно - эстетическое развитие;
- игры с природным материалом;
- игровая деятельность детей.
Используемый материал:
Дидактические игры, пальчиковые игры, природный материал, рисование, нетрадиционные формы рисования, лепка, крупный строительный материал, массаж пальцев и кистей рук массажными мячиками и природным материалом.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата; изучение методической литературы по теме.
Основной этап реализации проекта:
Понедельник
Пальчиковая гимнастика «Строим стенку», « Червячки» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением
Массаж резиновыми рифлеными мячиками - активизирует нервные окончания, снимают напряжение, развивает тактильные ощущения
Настольная игра «Пирамидки» - развивать умение разбирать, собирать пирамидки, закреплять знание основных цветов и формы
Игры со строительным материалом «Домики для друзей незнайки»- учить детей составлению домов разных размеров, учить обыгрывать свои постройки
Лепка « Колобок» - развивать интерес детей к лепке из соленого теста, воспитывать положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми, развивать мелкую моторику рук
Вторник
Пальчиковая гимнастика « Семья», « Капуста» - развитие мелкой моторики рук, координациею речи с движением
Массаж кистей рук грецкими орехами – активизировать нервные окончания, снять напряжение
Конструирование из счетных палочек « Палочки – выручалочки» - формировать представление об основных цветах и геометрических фигурах, улучшать хватательную функцию мелкой моторики рук
Рисование пальчиками «Сюрприз милым мамочкам» - учить рисовать пальчиками, получать удовольствие от процесса рисования, учить делать общую работу не мешая друг другу, радоваться результату
Настольная игра «Собери матрешку» - упражнять детей в умении разбирать и собирать матрешку
Среда
Пальчиковая гимнастика «Будем есть оладушки», «Каша» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением
Массаж кистей рифлеными резиновыми мячиками – активизирует нервные окончания, снимают напряжение
Дидактическая игра « Собери» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, точность движений
Упражнение с цветными пробками - развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие логического мышления
Лепка по замыслу детей « Морские обитатели» - развивать мелкую моторику рук, формировать знания о синем цвете, развивать воображение, воспитывать интерес к лепке
Четверг
Пальчиковая гимнастика «Веселые маски», « Мы в печи варили щи» - развитие мелкой моторики, координацию речи с движениями
Массаж ладоней и кистей рук шишками – активизировать нервные окончания, снять напряжение
Игры с дидактическим пособием «Пальчиковый театр» - учить узнавать и называть сказочных персонажей театра, работать пальчиками, развивать моторику и речь
Игры с тактильными книжками - развивать тактильные ощущения, моторику рук
Настольная игра «Прищепки» - развитие мелкой моторики рук
Пятница
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк», «Барабан» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением
Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом – активизирует нервные окончания, снимают напряжение
Игры с природным материалом – ракушками – развивать познавательную деятельность детей, развивать тактильные ощущения
Дидактическая игра « Разноцветные клубочки» - успокоить нервную систему, развивать мелкую моторику, сенсорные возможности детей
Рисование пальчиками совместное творчество «Сюрприз милым мамочкам» - учить рисовать пальчиками, получать удовольствие от процесса рисования, учить делать общую работу не мешая друг другу, доставить детям радость от сделанной работы
Заключительный этап:
- Рисование пальчиками совместное творчество «Сюрприз милым мамочкам» - учить рисовать пальчиками, доставить детям радость
- Организация и проведение мастер – класса для родителей
- Подготовка презентации по проделанной работе
Результаты реализации проекта:
Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, улучшилась творческая активность и воображение, появилось желание включаться в творческую деятельность, в речевом словаре детей появились новые слова
Список использованной литературы:
- О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Е.Е. Кривенко «Адаптационные игры для малышей раннего возраста» - издательский дом цветной мир – Москва, 2018.
- М.Д.Махнева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» - творческий дом Сфера, Москва, 2006
- Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» 1 и 2 часть, ООО – русское слово – учебник, Москва, 2018
- «Энциклопедия развивалок », ООО издательство «Эксмо», 2011
- С.С. Лакоценин «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ
«Учитель», 1999
- Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», «Издательство « Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2009
- Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики», ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2014 9.Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-489958-1412101553.jpg)
Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-630337-1430827925.jpg)
Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-765360-1457364184.jpg)
Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.Цель работы: развитие мелкой ...
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-906296-1489838082.jpg)
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/06/picture-195039-1530879360.jpg)
Проект: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
Пример краткосрочного проекта в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-1143444-1614438315.jpg)
Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
laquo;Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский...