Педагогический проект :«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Декабрь 2023г.
проект (средняя группа)

Русакова Лилия Ивановна
Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторики
являются «Пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности фантазию малыша.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть,
тем лучше ребенок говорит.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_motoriki_rusakova_l.i_1.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Русакова Лилия Ивановна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- д-с «Сказка» ОП «Детский сад «Светлячок»

комбинированного вида» Ковылкинского муниципального района

Республики Мордовия

Ковылкино 2023г.

Актуальность проекта

Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторики

являются «Пальчиковые игры».        Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности фантазию малыша.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть,

тем лучше ребенок говорит.

Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств  для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: практический, познавательно - игровой.

Основные формы реализации проекта: формы работы с детьми, формы работы с родителями.

Формы работы с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, лепка, нетрадиционные формы рисования, лепка, конструирование, игры со строительным материалом, массаж пальцев и кистей рук.

Возраст детей: средняя группа

Формы работы с родителями: Беседы, консультации, рекомендации, мастер- класс

Предварительная работа:

– анкетирование родителей,

- консультации для родителей не темы: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста», «Ум на кончиках пальцев», рекомендации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики или чем занять ребенка дома», практические рекомендации «Волшебное сито», «Вылови», « Открой и закрой».

Цель проекта:

-совершенствовать предметно - развивающую среду

-развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов

- выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи детей раннего возраста

Задачи проекта:

  1. совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
  3. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  4. развивать эмоциональную отзывчивость;
  5. развивать коммуникативные навыки;
  6. расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребенка.

Задачи: Для воспитателя:

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики.

Подготовить консультации, рекомендации, мастер- класс для родителей.

Для детей: Активизация речи детей, развитие пальчиковой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду.

Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты проекта У детей будут сформированы:

  • развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста;
  • формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;

-создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей играми;

-воспитание усидчивости и внимания.

-интеллектуальное развитие детей. Пополнение предметно - развивающей среды.

Обогащение родительского опыта в воспитание детей.

Формы и методы реализации проекта:

- пальчиковая гимнастика с использованием стихов;

  • массаж кистей и пальцев рук;
  • художественно - эстетическое развитие;
  • игры с природным материалом;
  • игровая деятельность детей.

Используемый материал:

Дидактические игры, пальчиковые игры, природный материал, рисование, нетрадиционные формы рисования, лепка, крупный строительный материал, массаж пальцев и кистей рук массажными мячиками и природным материалом.

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата; изучение методической литературы по теме.

Основной этап реализации проекта:

Понедельник

Пальчиковая гимнастика «Строим стенку», « Червячки» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением

Массаж резиновыми рифлеными мячиками - активизирует нервные окончания, снимают напряжение, развивает тактильные ощущения

Настольная игра «Пирамидки» - развивать умение разбирать, собирать пирамидки, закреплять знание основных цветов и формы

Игры со строительным материалом        «Домики для друзей незнайки»- учить детей составлению домов разных размеров, учить обыгрывать свои постройки

Лепка « Колобок» - развивать интерес детей к лепке из соленого теста, воспитывать положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми, развивать мелкую моторику рук

Вторник

Пальчиковая гимнастика « Семья», « Капуста» - развитие мелкой моторики рук, координациею речи с движением

Массаж кистей рук грецкими орехами – активизировать нервные окончания, снять напряжение

Конструирование из счетных палочек « Палочки – выручалочки» - формировать представление об основных цветах и геометрических фигурах, улучшать хватательную функцию мелкой моторики рук

Рисование пальчиками «Сюрприз милым мамочкам» - учить рисовать пальчиками, получать удовольствие от процесса рисования, учить делать общую работу не мешая друг другу, радоваться результату

Настольная игра «Собери матрешку» - упражнять детей в умении разбирать и собирать матрешку

Среда

Пальчиковая гимнастика «Будем есть оладушки», «Каша» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением

Массаж кистей рифлеными резиновыми мячиками – активизирует нервные окончания, снимают напряжение

Дидактическая игра « Собери» - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, внимание, точность движений

Упражнение с цветными пробками - развитие мелкой моторики рук, сенсорное развитие, развитие логического мышления

Лепка по замыслу детей « Морские обитатели» - развивать мелкую моторику рук, формировать знания о синем цвете, развивать воображение, воспитывать интерес к лепке

Четверг

Пальчиковая гимнастика «Веселые маски», « Мы в печи варили щи» - развитие мелкой моторики, координацию речи с движениями

Массаж ладоней и кистей рук шишками – активизировать нервные окончания, снять напряжение

Игры с дидактическим пособием «Пальчиковый театр» - учить узнавать и называть сказочных персонажей театра, работать пальчиками, развивать моторику и речь

Игры с тактильными книжками - развивать тактильные ощущения, моторику рук

Настольная игра «Прищепки» - развитие мелкой моторики рук

Пятница

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк», «Барабан» - развитие мелкой моторики рук, координацию речи с движением

Массаж кистей и пальцев рук шестигранным карандашом – активизирует нервные окончания, снимают напряжение

Игры с природным материалом – ракушками – развивать познавательную деятельность детей, развивать тактильные ощущения

Дидактическая игра « Разноцветные клубочки» - успокоить нервную систему, развивать мелкую моторику, сенсорные возможности детей

Рисование пальчиками совместное творчество «Сюрприз милым мамочкам» - учить рисовать пальчиками, получать удовольствие от процесса рисования, учить делать общую работу не мешая друг другу, доставить детям радость от сделанной работы

Заключительный этап:

  1. Рисование пальчиками совместное творчество «Сюрприз милым мамочкам» - учить        рисовать пальчиками, доставить детям радость
  2. Организация и проведение мастер – класса для родителей
  3. Подготовка презентации по проделанной работе

Результаты реализации проекта:

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, улучшилась творческая активность и воображение, появилось желание включаться в творческую деятельность, в речевом словаре детей появились новые слова

Список использованной литературы:

  1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

  1. Е.Е. Кривенко «Адаптационные игры для малышей раннего возраста» - издательский дом цветной мир – Москва, 2018.
  2. М.Д.Махнева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» - творческий дом Сфера, Москва, 2006
  3. Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова «Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» 1 и 2 часть, ООО – русское слово – учебник, Москва, 2018
  4. «Энциклопедия развивалок », ООО издательство «Эксмо», 2011
  5. С.С. Лакоценин «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ

«Учитель», 1999

  1. Е.Е. Хомякова «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», «Издательство « Детство – пресс», Санкт – Петербург, 2009
  2. Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики», ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2014 9.Интернет – ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он реком...

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную  технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.Цель работы: развитие мелкой ...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...