Индивидуализация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ
презентация

Аброськина Наталья Олеговна

Презентация для педагогов ДОУ тема: "Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsygankova_tekst_k_prezentatsii.docx21.7 КБ
Файл tsygankova_individualizayatsiya.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Подготовила: воспитатель

Аброськина Н.О.

(1 категория)

Рубцовск 2023

Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов, учитывает личный вклад ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. Развивающая предметно-пространственная среда должна учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, его интересы и увлечения. Педагогу важно учитывать это при планировании пространства группы и других помещений.

 Уголок «Здравствуйте, я пришел» можно оформить в приемной. Располагая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Это может быть корзина с цветами или поезд с вагончиками-окошками, куда ребёнок утром вставляет своё фото. А вечером, уходя домой, убирает или переворачивает его. Так ежедневно можно увидеть, кто из детей присутствует в группе, а кого сегодня нет. Вариантов таких уголков очень много: можно это объединить с названием группы, например, для ягодок – это может быть корзина с ягодками-фотографиями детей, для звёздной команды – звёздное небо с фотографиями звёздочками. В интернете можно найти очень много таких вариантов, а можно придумать свой вариант.

  «Уголок именинника» Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня его рождения. В день рождения ребёнка в уголок выставляется его фотография и все дети, придя в детский сад, могут поздравить именинника.  В старших группах фотографию можно названием сезона, месяца, числа (решая задачи познавательного развития) или гороскопом. На экране вы видите вариант, когда в уголок именинника выставляется праздничный торт и в папку вставляется фото ребёнка, на второй фотографии шары на магнитной основе с названиями месяцев, фото ребёнка можно закрепить на магнит. Здесь уже дети учатся запоминать название и последовательность месяцев.

«Панорама добрых дел» Уголок предполагает демонстрацию достижений ребенка в течение недели и стимул к его дальнейшему развитию. На слайде приведены примеры оформления уголка - это Яблоня и полянка с цветами. На яблочках закреплены фотографии детей, а на листочках-стикерах, которые воспитатель может прикрепить в конце дня, написано за что его поощрили.  Полянка с цветами, цветы - это дети, и за каждое доброе дело крепится лепесток на котором так же написаны добрые дела ребенка. Лучше разместить такой уголок в приёмной, чтобы родители видели достижения своих детей, чем они занимались в течении дня.

 Уголок «Мое настроение» даёт возможность отследить воспитателю, эмоционально состояние каждого ребенка в течение дня.  Для детей старшего возраста можно предложить на выбор больше эмоций  - это радость, удивление, грусть и спокойное настроение. В младшем возрасте ребята отмечают грустное или радостное настроение. Эмоции могут быть представлены в виде солнышка и тучки, цветов, различных смайликов и др. Ребенок учится осознавать свое эмоционально состояние. Дети учатся сочувствовать, сопереживать друг другу. Можно в беседе выяснить, почему у ребёнка грустное настроение и предложить сверстникам поднять настроение товарищу.

 «Ширмы - трансформеры» ширма может быть оборудована рядом липучек или карманов для прикрепления вывесок или картинок. Ребёнок самостоятельно выбирает игру используя различные атрибуты. Благодаря многофункциональности и трансформируемости ширма может использоваться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Ширма может быть использована для создания игровой обстановки к сюжетно-ролевым играм в зависимости от интересов и увлечений ребёнка. Съёмные элементы обеспечат возможность создания индивидуально ориентированной среды.

 Аналогичным образом можно создавать возможности для индивидуализации среды, через создание и использование различных «Макетов» по интересам детей.

 «Звезда дня». На видном месте располагается стенд с окошком для фотографии ребенка, кармашек для грамоты, возможно крепление для медалей или кубков. «Звездой дня» может быть избран ребёнок, например, победитель городского конкурса или спортивных соревнований.  Воспитатели в группе сами определяют, за какие заслуги, достижения или поступки может быть выбрана и отмечена «Звезда дня». Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я» -концепции, развитие самосознания и самооценки.

 В «Книге рекордов» педагоги могут фиксировать и обсуждать с детьми, например, лучшие спортивные достижения (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т.д.). Может быть вы проведёте в группе какой-то конкурс или викторину, а может быть кто-то из детей у вас собирает пазлы с самым большим количеством элементов. Воспитатели сами могут определить и сообщить детям, какие рекорды заносятся в «Книгу рекордов».

 Уголок «Моё творчество» демонстрирует увлечения и творческие способности ребенка через личную выставку. Например, ребёнок посещает дополнительный кружок по рисованию или лепке, и его работы могут увидеть другие дети через индивидуальную выставку. В каждой группе есть один или несколько детей которые с удовольствием конструируют, возможно увлекаются оригами или с родителями делают композиции из природного или бросового материала. Для их работ можно также организовать выставку.

 Уголок «Творческие мастерские» предполагает создание возможностей для работы с разными материалами. Здесь дети в течение дня могут изготавливать самостоятельно или под руководством взрослого поделки,  игрушки, атрибуты к сюжетным играм, из разнообразных материалов: бумаги, глины, природного и бросового материала. Педагогам важно наполнить эту зону разнообразными материалами, которые дети могут применять для своих работ. Также организуется выставка.

  «Физкультура в творчестве детей» Другими словами это спортивный уголок, в котором дети могут выразить свое отношения к занятиям физической культурой и спортом. На основе собственного увлечения каким либо видом спорта, дети могут устраивать соревнования или эстафеты друг с другом, играть в спортивные игры в микрогруппах, в парах или индивидуально (кегли, кольцеброс, и др.). Главное, что выбор занятий остаётся за детьми.

 «Мини-музеи» или «Уголки коллекционирования» так же позволят ребёнку проявить свою индивидуальность. Мини-музеи могут создаваться совместно детьми в группе, после объявление темы выставки. Например, на слайде вы видите музей игрушек-погремушек. Педагог сообщает тему выставки и дети, у которых есть соответствующие предметы или игрушки приносят их в музей. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть. И это, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то своё, родное, так как дети принимают участие в его создании.

 Уголки коллекционирования могут дать продемонстрировать свою индивидуальность каждому воспитаннику, который имеет определённые увлечения. Кто- то собирает маленькие машинки, кто-то кукол Лол, а у кого то есть коллекция камней или военной техники. У таких детей есть возможность проведения персональной выставки. Ребёнок с гордостью показывает принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них, тем самым знакомятся с новой профессией экскурсовод, увлекают коллекционированием других детей.  

 Очень распространено во многих детских садах «Портфолио ребёнка». Это альбом, который отражает личные достижения ребёнка, его увлечения. Педагог и родители могут проследить процесс индивидуального развития дошкольника. Важно, чтобы заполнение портфолио стало постоянным и родители принимали активное участие в этом. Разделы портфолио могут быть:

- титульный лист, мой мир (моё имя, моя семья, где я живу, мои друзья, мой детский сад),

-мои любимые занятия (во что любит играть, что любит читать и тд.),

-мои праздники (заполняется фотографими с мероприятий, которые проходят в семье или в саду),

-творческое развитие (рисунки, фото творческих работ, участие в театральных постановках, кружках),

-мои рекорды (наполняется грамотами, дипломами),

- мои впечатления (этот раздел пополняется родителями и ребенком о событиях, которые особо запомнились и понравились ребёнку. Например: поездки, путешествия, посещение выставок, цирка и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица» 658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271 тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76 e-mail: 1-dsad@mail.ru Тема: ««Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Выполнила : Аброськина Н.О. Воспитатель (1 категория) Рубцовск 2023

Слайд 2

Здравствуйте, я пришёл

Слайд 3

Уголок именинника

Слайд 4

Панорама добрых дел

Слайд 5

Азбука настроения

Слайд 6

Ширмы трансформеры

Слайд 7

Макеты

Слайд 8

Звезда дня

Слайд 9

Книга рекордов

Слайд 10

Моё творчество

Слайд 11

Творческие мастерские

Слайд 12

Физкультура в творчестве детей

Слайд 13

Мини – музеи

Слайд 14

Уголки коллекционирования

Слайд 15

Портфолио ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...