Доклад "Основы функциональной грамотности в дошкольной образовательной организации"
материал

Зотова Елена Юрьевна

В этом году,  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных программ мы действуем в соответствии с ФОП и ФГОС. И из большого перечня целей ФОП сегодня мы хотим обратить ваше внимание на несколько из них: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_funktsionalnoy_gramote.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Основы функциональной грамотности в

дошкольной образовательной организации»

- Здравствуйте уважаемые коллеги, в этом году,  все детские дошкольные образовательные учреждения перешли на новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования. И теперь при составлении своих образовательных программ мы действуем в соответствии с ФОП и ФГОС. И из большого перечня целей ФОП сегодня мы хотим обратить ваше внимание на несколько из них: достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Именно поэтому сегодня  мы обратить ваше внимание на функциональную грамотность дошкольников. Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность -  степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

 «Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

Первым компонентом функциональной грамотности является

Математическая/финансовая  грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.

Социально-коммуникативная грамотность,  является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника. Дошкольник должен уметь  работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение сверстников и взрослых.

Существует формула успеха, которая позволит сформировать у детей  качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

 Модель формирования и развития функциональной грамотности: 

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

Задание для 1 группы:  Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста?  Напишите их на струйках воды.

Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т.е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.  Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

Что нужно поменять  педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

 4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-  технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

-  информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно:

организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс  должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч.  НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация выступления на методическом объединении (дошкольное образование)...

Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста

laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...

Педагогический совет "Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста"

В современном, быстро меняющемся мире, в сфере воспитания детей приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного обществ...

Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...

Из опыта работы «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД:из опыта работы  «ПОЧЕМУ НАШИ ДЕТИ ТАК ГОВОРЯТ?» Речевая компетентность как основа формирования предпосылок функциональной грамотности детей дошкольно...