проект для детей с ОВЗ "Учимся, играя!"
проект (старшая группа)

Пырьева Юлия Николаевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Учимся, играя!"152.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

(МБДОУ д/с № 22 г. Сафоново Смоленская область)

Проект «Учимся, играя!»

(по работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)

Разработала:

Воспитатель высшей кв. категории

Ю.Н.Пырьева

г.Сафоново, 2023

Пояснительная записка

Тема проекта: «Учимся, играя!»

Тип проекта: познавательный, творческий, коллективный.

Участники проекта: дошкольники 6-7 лет с ТНР, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь – май).

По продолжительности: долгосрочный.

Первый этап – подготовительный

Постановка проблемы, определение цели, задач, принципов и подходов.

В настoящее время одной из актуальных проблем современного общества является организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития. Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных речевых функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст.

Дети с ТНР (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) — это особая категория детей со специфическими отклонениями в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения), влияющие на становление психики при сохранном слухе и интеллекте.

Основными направлениями коррекционнo-педагогической работы с детьми с ТНР в дошкольном возрасте являются:

-Развитие игровой деятельности.

-Развитие речевого oбщения с окружающими.

-Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.

-Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

-Развитие внимания, памяти, мышления.

-Формирование математических представлений.

-Развитие мелкой моторики и подготовка руки к овладению письмом.

-Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ТНР обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.                        

          Рабoтая с детьми с ТНР, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого самостоятельного смыслового высказывания и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью. Для этого мы обратились к театрализованной деятельности. Ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека, только вступающего в жизнь. И поэтому задача взрослых так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

          И именно театрализовано-игровая деятельность позволяет сделать это непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.

Исследуя методическую литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, будет очень эффективной. В систему работы с детьми необходимо включать театрализованные игры, упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, обеспечивают коррекцию нарушений речевой сферы ребенка, а значит, влияют на развитие его личности в целом. Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды, которая позволяет детям проявлять активность, устранять речевые нарушения. Основным моментом театрализованной игры является выполнение какой-либо роли ребенком. В процессе игры ребенок создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Все выше сказанное определяет актуальность использования театрализованной деятельности при работе с детьми с ТНР и целесообразность разработки проекта с использованием театрализованной деятельности в работе с детьми с ТНР.

Цель: развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

 В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи:               Обучающие:

- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

- Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

- Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

- Побуждать интерес к театрально–игровой деятельности.

- Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.

- Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

- Формировать опыт социальных навыков поведения.

- Создать среду для отработки речевых, поведенческих навыков детей в театрализованной деятельности.

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать речевую и мелкую моторики; мимическую мускулатуру лица.

- Развить слуховое восприятие.

- Развивать представление о нравственных качествах человека.

- Развивать желание выступать перед друзьями, родителями, сотрудниками детского сада.

 - Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

Воспитывающие:

 - Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.

 -Воспитывать дружбу, товарищество.

Общие принципы и подходы к формированию проекта

Принципы:

- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребенка;

- поддержка разнообразия детства;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником;

- формирование познавательных интересов и действий через театрализованную деятельность;

- возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

Принципы коррекционно –педагогической работы:

- взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития;

- учет развития речевой, познавательной, коммуникативной, эмоционально – волевой деятельности детей с ТНР.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках проекта стали: деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей через театрализованную деятельность; гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

Планируемые результаты

- будет иметь представление о театре, как виде искусства, особенностях театра, о театральных профессиях, о правилах поведения в театре и на репетициях, сценической культуре;

- будет знать основные понятия в рамках театрального искусства (театр, сцена, спектакль, роль, выступление, костюм, реквизит, основные элементы сцены и т.д.);

- будет активизирован словарь детей, усовершенствована звуковая культуру речи, интонационный строй, диалогическая речь.

- будет уметь разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

- будет уметь чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

- будет уметь выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями и иной аудиторией.

- будет уметь самостоятельно использовать в театрализованных играх и представлениях выразительные средства для создания образа (интонацию, жест, мимику, движение).

- будет знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, магнитный и др.

- будет знать некоторые приемы кукловождения, применяемые в знакомых видах кукольного театра /настольных, пальчиковых и др.)

- будет иметь навыки концентрации внимания и координации движений, выступления в спектаклях;

- будет уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами;

- будет уметь свободно ориентироваться на сценической площадке;

- будет уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

- будет уметь сочинять этюды по сказкам.

- будет уметь применить полученные знания в социальной и игровой деятельности, объяснить свои потребности и не боится высказать свое мнение.

-будет заинтересованно заниматься театрально – игровой деятельности.

Условия реализации проекта

Материально-техническая база соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, картотеки, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Средства обучения

1.Настольны театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Элементы костюмов для детей.

11.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

12.Ширма для кукольного театра.

 13.Музыкальный центр, видеоаппаратура

      14.Медиотека (аудио- и CD диски).

      15.Декорации к спектаклям

      16.Методическая литература.

Второй этап – планирование работы.

Разработка плана работы, подготовка оборудования, пособия, игр, картотек и др.

Третий этап – реализация проекта

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс методов и приемов развитие речи, навыков и умений говорить связанно, последовательно, грамматически и фонетически правильно.

Содержание проекта

Работа в компенсирующей группе для детей с ТНР построена на использовании театрализованной деятельности в соответствии с разработанным проектом.

В начале каждого театрализованного занятия проводятся нейроигры (кинезиологические упражнения) – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов, а также пальчиковые гимнастики. Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. (см. Приложение)

     

1.Вводное занятие

Теоретическая часть:

Введение в деятельность проекта, беседа, знакомство; дать детям представление о театре, его истории; показать иллюстрации, фотографии зданий театров; дать общее представление о видах театров; формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам; воспитывать эмоциональное и положительное отношение к театру.

  1. «Все прoфессии нужны, все профессии важны».

(знакомство с театральными профессиями: художник, гример, парикмахер,

музыкант, декоратор, костюмер, артист)».

Теоретическая часть:

Формировать представления детей о театральных профессиях; показать иллюстрации, фотографии людей данных профессий; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

Практическая часть:

Разгадывание кроссворда «Театральные профессии»

Форма контроля: беседа, наблюдение.

  1. «Мимика и жесты. О чем они говорят». (сценки без слов)

Теоретическая часть: 

Поговорить с детьми о разговоре с помощью мимики, жестов, пластики тела.

Практическая часть:

Показать детям язык мимики, жестов, пластики тела. Разыгрывание сценок без слов.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

  1. «Театральная азбука»

Теоретическая часть: 

Фoрмировать представления детей о театре (артисты- волшебники театра, куклы- маленькие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнят и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью-названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

Практическая часть:

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.

Форма контроля: беседа, опрос, наблюдение.

  1. «Основы актерского мастерства» Этюды:        М.Чистяковой на

выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»

Теоретическая часть: 

Рассказать o характерных жестах отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; воспитывать внимательность; развивать фантазию, воображение детей.

Практическая часть:

Постановка этюдов на выразительность жестов, показ и тренировка.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

6.«Вместе сказку оживим»

Теоретическая часть: 

Работать над слушанием и рассказыванием сказок, над эмоциональным восприятием услышанного.

Практическая часть:

Драматизации любимых сказок.

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

7.«Веселые сочинялки».

Теоретическая часть:

Побуждать детей сочинять несложные истории героями; развивать чувство юмора; развивать связную речь.

Практическая часть:

Сочинение историй.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

8.«Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.

Практическая часть:

Посещение театра.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос, обсуждение.

9.«Знакомство с театром кукол би-ба-бо. Сказка «Колобок»

Теоретическая часть:

Развивать интерес театральной деятельности; познакомить детей с театром «би-ба-бо»; вспoмнить с детьми сказку «Колобок» навыками владения этим видом театральной деятельности; учить понимать эмоциональное состояние героев; формировать необходимый запас эмоций; побуждать детей экспериментировать со своей интонацией; воспитывать чувство уверенности в себе.

Практическая часть:

Драматизация сказки «Колобок» театром «Би – ба – бо»

Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос, драматизация.

10.«Театр кукол «би-ба-бо». Продолжение

Теоретическая часть:

Продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра ба-ба-бо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра.

Практическая часть:

Драматизация с театром «Би – ба – бо» по собственному замыслу и инициативе.

Форма контроля: Опрос, наблюдение, беседа, драматизация

11. «Упражнения для развития выразительной мимики:

  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.

  3.Сердитый дедушка.

Теоретическая часть:

Учить детей выражать разные эмоции при помощи мимики; стимулировать детей к показу названных в этюдах эмоций.

Практическая часть:

Выполнение упражнений на развитие мимики.

Форма контроля: беседа, наблюдение, творческое задание.

12.Просмотр видео по сказке «Двенадцать месяцев»

Теоретическая часть:

Просмотр видео по сказке

Практическая часть:

Совместное обсуждение.

Форма контроля: наблюдение, беседа, опрос.

13. «Основы актерского мастерства»

Этюды:        М.Чистяковой на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»

Теоретическая часть:

Рассказать о характерной мимике эмоций; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно выразить свое; познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека-веселье, грусть)

Практическая часть:

Постановка этюдов на выражение эмоций, показ и тренировка.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание.

14. «Знакомство с настольным театром. Настольный театр по сказке:

«Бобовое зернышко»

Теоретическая часть:

Развивать интерес театральной деятельности;        познакомить детей с настольным театром; вспомнить с детьми сказку «Бобовое зерныщко» навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Практическая часть:

Драматизация сказки «Бобовое зернышко». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Форма контроля: беседа, наблюдение, драматизация.

15.Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для настольного театра из бросового материала к сказке «Репка»

Теоретическая часть:

Мотивировать к изготовлению атрибутов.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к сказке и драматизация.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.

16.Промежуточная аттестация.

Теоретическая часть:

Текущая диагностика должна определить степень целесообразности использования театрализованной деятельности, скорректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля: творческое задание, беседа, наблюдение, опрос.

17.Комплекс упражнений «Речь и движение»

Теоретическая часть:

Рассказать о необходимости координации движений с речью.

Практическая часть:

Упражнения в координации движений с речью.

Форма контроля: творческая ситуация, наблюдение.

18. «Знакомство с пальчиковым театром. «Журавль и Лиса».

Теоретическая часть:

Вспомнить сказку «Журавль и Лиса», познакомить детей с пальчиковым театром; побуждать инсценировать известную сказку.

Практическая часть:

Драматизация сказки с помощью пальчикового театра.

Форма контроля: наблюдение, беседа, драматизация

19.Работа в творческой мастерской. Изготовление атрибутов для пальчикового театра. Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок»

Теоретическая часть:

Мотивировать к изготовлению атрибутов.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к пальчиковому театру и драматизация.

Форма контроля: наблюдение, творческое задание, драматизация.

20. «Посещение театра» (вместе с родителями, по возможности)

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; воспитывать любовь к театру.

Практическая часть:

Посещение театра.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

21. «Сюжетно-ролевая игра «Театр». Сценка-игра «Идем в театр»

Теоретическая часть:

Вспомнить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.

Практическая часть:

Сценка-игра «Идем в театр», «Театр».

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

22. «Знакомство с видами театрального искусства»

Теоретическая часть:

Познакомить детей с видами театрального искусства (кукольный, драматический, танец оперы и балета).

Практическая часть:

Совместный просмотр презентации и обсуждение.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

23. «Умей говорить» Сказки: р.н.с. «Заюшкина избушка», «Смоляной бочок»

Теоретическая часть:

Формировать эмоциональную выразительность речи детей; воспитывать умение следит за развитием действия в сказке; развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля; вызывать сочувствие и желание помочь; учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Практическая часть:

Инсценирование известных сказок.

Форма контроля: наблюдение, инсценирование.

24. «Сказка ложь, да в ней намёк. Неоконченная сказка».

Теоретическая часть:

Совершенствовать навыки детей в придумывании окончания для сказки; развивать воображение, память, речь.

Практическая часть:

Придумывание окончания сказки.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение, беседа.

25. «Знакомство с «куклой- рукавичкой».        «Теремок» (с помощью кукол -рукавичек)

Теоретическая часть:

Познакомить детей с одним из видов театра; вспомнить сказки, которые можно инсценировать с помощью куклы - рукавички; вспомнить с детьми содержание известной сказки; учить детей инсценировать сказку с помощью куклы-рукавички; развивать уверенность в себе; создать творческую атмосферу.

Практическая часть:

Драматизация с помощью кукол – рукавичек.

Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.

26. «Театр «рукавички». «Три медведя», «Рукавичка»

Теоретическая часть:

Вспомнить сказки. Формировать навыки кукловождения данного вида театра.

Практическая часть:

Драматизация с помощью кукол – рукавичек.

Форма контроля: драматизация, наблюдение, беседа.

27. «Азбука выражения эмоций»

Теоретическая часть:

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.

Практическая часть:

Упражнения и этюды на выражение эмоций.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

28 «Пантомимы: «Сон», «Испуг», «Печаль», «Радость», «Хвастовство».

Теоретическая часть:

Развивать у детей умения пользоваться эмоциями, жестами; развивать двигательные способности детей, ловкость, гибкость; поощрять творчество детей.

Практическая часть:

Постановка этюдов, тренировка упражнений на развитие мимики, эмоций.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

29. «Масочный театр «Три медведя» (игра - драматизация).

Теоретическая часть:

Вспомнить сказку «Три медведя». Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Практическая часть:

Драматизация сказки с помощью масок.

Форма контроля: наблюдение, драматизация.

30. «Знакомство с теневым театром.         «Заюшкина избушка», «Птицы улетают»

Теоретическая часть:

Познакомить с новым видом театра и учить владеть им. Просмотр презентации.

Практическая часть:

Освоение некоторых фигур театра теней.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

31. «Беседа-диалог»

Теоретическая часть:

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; воспитывать желание узнать новое. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?).

Практическая часть:

Рассматривание иллюстраций, портретов, репродукций картин.

Форма контроля: беседа, наблюдение, опрос.

32. «Мастерская актера».

Теоретическая часть:

Развивать умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к известным им видам театров. Воспитывать аккуратность.

Практическая часть:

Изготовление атрибутов к разным видам театров.

Форма контроля: творческое задание, наблюдение.

33. «Самостоятельная театральная деятельность»

Теоретическая часть:

Побуждать детей ставить постановки с куклами известных им видов театра, изготовленных ранее своими руками и фабричными.

Практическая часть:

Драматизация.

Форма контроля: драматизация, беседа, наблюдение.

34. «Знакомство со сказкой «Под грибом»

Теоретическая часть:

Знакомство со сказкой «Под грибом» для показа на Выпускном балу из детского сада.

Практическая часть:

Обсуждение прочитанного. Распределение ролей.

Форма контроля: беседа, наблюдение.

35, 36, 37. «Репетиции»

Практическая часть:

Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям.

Форма контроля: беседа, наблюдение.

  1.  «Итоговое мероприятие «Сказка «Под грибом» (В.Сутеев).

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов.

Работа с родителями:

- консультации «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»;

- папки – передвижки «Театр», «Виды театра»;

- совместное посещение театра, по возможности;

- помощь в изготовлении атрибутов;

- составление фотоальбома «Семейный театр»;

- фотоотчет для родителей.

Четвертый этап – заключительный.

Продукты проекта:

- изготовление атрибутики;

- фотовыставки «Наш театр»,

- посещение театра, по возможности;

- консультации для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников», «Театрализованная деятельность в работе с детьми с ТНР», «Учимся, играя!»

- конспекты НОД;

- презентация «Театр и его профессии»;

- картотеки;

- опрос для родителей в конце проекта «Играете ли Вы с ребенком дома в театр?»;

- день открытых дверей - фотовыставка

Итогом этой годовой работы является постановка небольшого спектакля к Выпускному вечеру. Хочется отметить и то, что распределение ролей в спектакле будет происходить согласно индивидуальным возможностям ребенка (речевым, эмоциональным, физическим) и его желаниям.

          Также в подготовке к спектаклю активное участие принимает весь коллектив ДOУ: учитель-логопед отрабатывает интонационную выразительность, четкость и грамотность речи; воспитатели группы участвуют в постановке спектакля, сочинении стихотворного текста; музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение спектакля, музыку к песням и танцам.          Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что использование театрализованной деятельности способствует повышению уровня речевого развития детей.

     Таким образом, мы видим, что одним из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи является высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ТНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности.

Создание положительной мотивации, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников в театральной деятельности обеспечат успешность фoрмирования речевой и познавательной активности у детей.

Приложение

«Сомни листочек». Одновременно двумя руками ребенок сминает два листочка бумаги, а потом разглаживает их. Упражнение выполняется на весу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее выполнять упражнение.

«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.

Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.

«Цветочек»

Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя лепестки. Усложнить одновременно выполняя обеими руками синхронно.

«Коза-корова»

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову»

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image3.jpg

  1. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image1.jpg

  1. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image4.jpg

  1. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image2.jpg

  1. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/04/12/kineziologiya_metodicheskoe_posobie.docx_image11.jpg

  1. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз.

При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.

Картотека пальчиковых игр для детей 5-6 лет

 «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…http://womansk.net/upload/content/2016-01/2/196/09d26fc67cc34872294b9a2d4af75e93.jpg

(Волнообразные движения.)

Постучали… 

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

 

 «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 

«Помиримся»

Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

 

«Удивительно»

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно!

(Дети сжимают левую руку в кулак.)

Видно, им прохладно стало,

(Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)

Их укроем одеялом.

(Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)

 

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

«Маланья»

У Маланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…

(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

 

 «Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

 

«У Петиной сестрицы»

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

 

«Магазин»

Мы пришли в магазин.

(Идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)

Мы купили торт — один,

(Показывают 1 палец.)

Плюшек — две,

(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)

Ватрушек — три,

(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)

А киви купили — сразу четыре!

(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)

 

«Приготовили обед»

Сели как-то мы обедать

(Имитация движения ложкой.)

И позвали в дом соседей.

(Позвать движением ладони к себе.)

Скатерть белую накрыли,

(Движения разглаживаем скатерть.)

Ложки, вилки разложили,

(Пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо.)

Хлеб нарезали и сыр,

(Движения вверх и вниз ребром ладони.)

Приготовили гарнир,

(Резкое потирание кончиками пальцев.)

Помешали его в чашке

(Вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую.)

И добавили колбаски.

(Из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу.)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(Ладони накладываются попеременно одна на другую.)

Посолили, поперчили,

(Мелкие движения щепотью пальцев.)

Замесили. Не забыли

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Лук сердитый положить

(Показать «сбор слез» в ладонь.)

И скорее все закрыть.

(Хлопок в ладонь горизонтально.)

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(Провести по лбу тыльной стороной руки.)

 

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал

Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку.

Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик

Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

 

«В гости»

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

 

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран

(Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.

(Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,

(Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.

(Смотрят в «бинокль».)

 

 

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

 

 

«Колючий клубок»

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

http://nvrn-vospitatel.3dn.ru/dve-ladoshki.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Обучение детей старшего возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Становление творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредствомобучению его игре на детских музыкальных инструментах,  выявлен...

Проект "Сопровождение игры детей.Сюжетно ролевая игра "Семья"

Срок реализации 2 недели .Возрост старший дошкольный...

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Проект для детей подготовительной группы игры с книжками

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало читают, мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу ...

Сюжетно - ролевая игра «Помогаем бабушке собирать урожай» (по проекту для детей с ОВЗ «Мы играем»)

Отчет о проделанной работе по проекту "Мы играем" (с/р игра месяца "Помогаем бабушке собирать урожай"...