«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Опытно-эксперементальная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и главное – активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. Всё это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. При этом эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка и не могут проходить в тишине, то есть обязательно речевое сопровождение эксперимента.

Сейчас в средней группе, где происходит переход наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, мы начинаем побуждать детей устанавливать непривычные, «невероятные» сочетания предметов и их свойств, при этом сопровождая свои открытия развернутым речевым высказыванием (задавая вопросы «Как ты думаешь, что произойдет, почему и т.п.). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. И уже к старшему дошкольному возрасту дошкольники должны освоить словесно-логическое мышление, функционирующее на базе языковых средств.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Работа по экспериментированию будет реализоваться через следующие виды деятельности:

  • Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
  • Познавательное занятие с элементами эксперимента;
  • Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • Долгосрочные наблюдения эксперименты.

Для опытно-экспериментально деятельности в группе оборудован уголок экспериментирования, который соответствует следующим требованиям: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность расположения.

В уголке представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито и др.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работа по опытно-экспериментальной деятельности будет проводиться в системе, и условно разделена на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

  • Учить детей видеть проблему;
  • Формировать умения выдвигать гипотезы;
  • Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе детям предлагаются следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике, а главное – развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живут так полюбившиеся детям Фиксики, которые помогают нам в том или ином эксперименте или же предлагают детям интересные задания.

Таким образом, находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

Нужно отметить, что речевая активность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях, произносить с новой интонацией и эмоциональном окраске. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие речевой активности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

Программа исследовательской деятельности на тему: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики"

Программа исследовательской деятельности на тему: "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в ДОУ средствами музейной педагогики"...