Применение элементов криотерапии в коррекционно-развивающей работе
статья (старшая группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Криотепария в коррекционно-развивающей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krioterapiya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КРИОТЕРАПИИ

В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ДОО

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со   взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей практике элементы нетрадиционной методики «криотерапия» (игры со льдом).

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, им пульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.  Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшения процесса овладения графикой письма.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

  Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов.

Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Крио контраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После трехразового крио контраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, пробок от пластиковых бутылок, поглаживание предметов разных фактур.

Необходимо помнить и о противопоказаниях.

Нельзя проводить криотерапию с детьми: эпи синдромом; миопатией (наследственное заболевание); очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с: длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми.

      Метод развития мелкой моторики – криотерапия, позволяют достичь определенных результатов: - дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; - развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -повышается интерес детей к занятиям

Результатами применения общей криотерапии являются:

- активизация обмена веществ в коже, быстрое обновление организма на клеточном уровне;

- усиление кровоснабжения кожи и улучшение питания тканей;

- укрепление иммунитета;

- повышение общего тонуса мышц;

- мощная стимуляция нервной системы;

- улучшение настроения и эмоционального состояния;

- лечение регенеративных функций организма в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия применения компьютерных технологий в коррекционно- развивающей работе воспитателя

Внедрение инновационных технологий в образование позволяет улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей в получении и усвоении новых знаний.    Последние время компьютерны...

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

          Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

Применение интерактивных игр в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ

В данной статье рассказано об использовании в коррекционно - развивающей работе с детьми с нарушениями речи компьютерных игр электронного пособия «Развитие речи. Учимся говорить  прави...

Применение камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БОС» В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Компьютерная программа «БОС», включает в себя 15 занятий по выработке правильного диафрагмального дыхания.  Игровые тренинги имеют продолжительность 7 мин., в блоке «Дыхание&raq...

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...