ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Двойникова Арина Игоревна

УДК

37 ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

А. С. Никитина, воспитатель, МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка», Астраханская обл.;

А. И. Двойникова, воспитатель, МКДОУ ГО ЗАТО г. Знаменск «Детский сад № 7 «Аленушка», Астраханская обл.

Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации посредством технологии «Гость группы». Сделано предположение, что в настоящее время профориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Ключевые слова: профориентация, технология «Гость группы», труд взрослых

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Взрослые рассказывают о своей профессии, семейных традициях, принимают участие в проведении тематических экскурсий. Дети на такой встрече задают гостю различные вопросы, интересуются инструментами, особенностями профессии и выполняемых обязанностей.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, заключается в развитии личности ребёнка, формировании интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями через формирование профессионально ориентационных знаний, умений и навыков.

Главная цель ранней профориентации дошкольников – это развить эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий взрослых. Для знакомства мы используем как традиционные формы: беседы, презентации, чтение произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, создание картотек, оформление лэпбуков, выставки рисунков детей о профессиях, игры, загадки, викторины, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок с обсуждением и др., так и нетрадиционные [2].

Для развития социальных и коммуникативных навыков у дошкольников необходимым является вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Реализации технологии «Гость группы» при которой мы решаем приоритетную задачу о взаимодействии с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Через инновационную технологию «Образовательная афиша» привлекать людей разных профессий. Учитывая особенности каждой профессии необходимо заранее обсудить с «Гостем группы» ключевые моменты, например специальная одежда, спецтранспорт, инструменты и прочее.

Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала [1].

Реализация технологии «Гость группы». Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.

Ранняя профориентация призвана:

– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно [3].

В качестве «Гостя группы» у нас был повар дошкольного учреждения. Она рассказала ребятам о своей профессии, пригласила на тематическую миниэкскурсию, конечно были предусмотрены все меры безопасности, поэтому ребята смотрели и слушали, а потом в группе уже поиграли в дидактические игры с настоящей посудой «Накрой на стол», «Что лишнее», «Для компота и для щей». После ухода гостя дети проявили инициативу в сюжетно-ролевой игре «Приготовим мы обед». Также можно завершить встречу чаепитием, угощением фруктами.

С целью обогащения у воспитанников представлений о труде взрослых, нашу группу, посетил папа одного из воспитанников, работающий старшим сержантом дорожно-патрульной службы ЗАТО Знаменск, он рассказал детям о особенностях своей профессии, о форме полицейского, о профессиональном оборудовании и спецтехнике, используемой сотрудниками ДПС во время работы, о том, какими внутренними качествами должен обладать человек, желающий работать в полиции. В игровой форме закрепил с воспитанниками основные знания о дорожной безопасности, правила поведения на дороге, дети учились предвидеть опасность, быть бдительными на проезжей части [5].

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Проведённая работа способствовала обеспечению положительной динамики развития ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством технологии «Гость группы».

Недаром говорят, что дети ‒ это наше будущее, а пока наше будущее ещё маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией [4].

Также технологию «Гость группы» можно использовать как нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, имеющую определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, а также способствующую сближению детей, родителей и педагогов. Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребёнок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы.

Технология «Гость группы» вызывает одобрение и радостные эмоции не только у детишек, но и у родителей. Родители видят положительно настроенных воспитателей и персонал ДОУ, что способствует хорошему плодотворному сотрудничеству. 

Список литературы:

1. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. – Балашов : Николаев, 2004. – 52 с.

2. Красновский Л. И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 39–44.

3. Кузина А. Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности. – Санкт-Петербург : Лема, 2009. – 24 с.

4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – Москва : Сфера, 2015. – 64 с.

5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – Москва : Гном, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon bagrintseva_yaimk_iyul_2023.pdf3 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Педагогический мост: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».

В нашем дошкольном учреждении определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, м...

Педагогический совет «Современные образовательные технологи в работе по ранней профориентации дошкольников»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОО для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации.Задачи:1. Активизировать деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с п...

Мастер-класс по теме «Современные образовательные технологии в аспекте осуществления ранней профориентации дошкольников»

Приказ о проведении мастер-класса и выписка из годового план работы на 2020-2021 учебный год...