Педагогический совет "Профессиональная компетентность педагога"
материал

Погонец Ирина Валерьевна

Раскрытие роли воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога; введение роли воспитателя в систему педагогических знаний, показ его значения в построении образовательного процесса.Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым     уровнем     профессиональной компетентности и профессионализма.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую нормативными документами (ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, Проф.стандарт).

Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он постоянно совершенствует.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций,востребованных современным обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Профессиональная компетентность педагога в дошкольном учреждении»

Подготовила:

старший воспитатель

Погонец И.В.

Цель педсовета: раскрытие роли воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога; введение роли воспитателя в систему педагогических знаний, показ его значения в построении образовательного процесса.

Ход педагогического совета:

Организационный момент

Вступительное слово старшего воспитателя:

( обсуждается актуальность, цели и задачи педсовета)

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.

И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать         необходимым        уровнем        профессиональной компетентности и профессионализма.

Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую нормативными документами (ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, Проф.стандарт).

Профессиональная компетентность предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он постоянно совершенствует.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью освоения новых функций,

востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества воспитателя как:

− четкое видение современных задач дошкольного образования;

− ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

− гуманная педагогическая позиция;

− умение заботится об экологии детства, сохранении духовного и физи- ческого здоровья детей;

− проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

− умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и развивающую предметно-пространственную среду;

− умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагоги- ческими технологиями, придавая им личностно-смысловую направлен- ность;

− умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и по- требностям детей;

− способность к самообразованию.

Соответственно можно выделить следующие профессиональные  компетентности педагога:

Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.

Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная

компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно- привлекательным.

Компетентность в области личностных качеств: грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи.

Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к

образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют    уровню    развития    детей.    Использование    средств    диагностики.

Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической

деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает

необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

Компетентность во владении современными образовательными техно- логиями.

Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

Интелектуально – творческая игра «Профессиональная компетентность воспитателя»

Задание 1 «Хорошо ли быть педагогом?!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Ведущий: Любая профессия состоит из плюсов и минусов. И сейчас мы по- стараемся отыскать все минусы и плюсы профессии «Педагог», одна команда будет искать плюсы, вторая минусы.

Первая команда начинает со слов: «Быть педагогом хорошо, потому что….»,

Вторая - «Быть педагогом плохо, потому что….»

Задание 2 «Составь портрет»

ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА:(раздать лепестки) на лепестках необходимо написать наиболее значимые качества, которыми должен обладать педагог ДОО. Каждой команде нужно составить свой портрет педагога(на доске): ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Задание 3 «Качества»

Мы с вами вспомнили огромное количество качеств личности и сейчас мне хочется, чтобы вы оценили свои качества (личностные и профессиональные).

Каждому необходимо выбрать три качества, которые у вас наиболее про- являются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества (раздать листочки).

Предлагается написать каждое качество на отдельной бумажке.

Все свернутые бумажки кладутся в мешочек, у каждой группы свой.

В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно, при этом аргументировать свой выбор.

Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные вам качества могут помочь в профессиональной деятельности?»

Это была первая попытка самодиагностики и взаимооценки, а также рефлексии ваших качеств. Сегодня вам еще представится возможность про- верить себя .

А сейчас мы немного отдохнем.

Проведем релаксационное упражнение «Яблоко и червячок»:

сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы –

 яблоко.

Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.

Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку?

Откройте глаза и запишите свой ответ.(Раздать листочки).

На слайде представлены 5 способов выхода из конфликтной ситуации, вам нужно подчеркнуть тот способ, к которому по смыслу подошел бы ваш ответ.

1.«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» соревнование,

  1. «Вон посмотри, какая там красивая груша» -избегание.
  2. «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым

хозяевам» -компромисс.

  1. «Такая, видно, у меня доля тяжкая» приспособление,
  2. «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже

вкусные» сотрудничество).

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу. (Педагогам необходимо поднять руку, к какому из способов они себя отнесли)

  1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, при- несение в жертву собственных интересов ради другого.
  3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
  4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Надеюсь этот маленький тест никого не обидел. Я хотела показать им,

огромную роль ситуации сотрудничества – партнерства.

Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, уди- вительное.

Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести. Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие.

Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу,

может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Задание № 4 Дискуссия «Воспитатель – три в одном»

Вед: мы много раз слышали следующую фразу - «Воспитатель - три в одном»

Вопрос: как вы думаете «Воспитатель – три в одном, чтобы это значило?

 Ведущий:

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей,

обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая

потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общаться с этими несуществующими образами.

Автор «Маленького принца» Антуан де Сент Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. Нам очень повезло, что мы умеем общаться, но от того как мы это делаем иногда может зависеть многое: и сейчас я предлагаю Вам прослушать  историю:

Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее

угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решил проверить находчивость Эзопа и потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему!», воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.

Вопрос: О чем эта мудрость – к какому выводу она нас наталкивает???

Вывод: Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.

Вам предлагается поразмыслить над следующими мудростями и также сделать вывод:

  1. «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот вы- слушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе

печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты

вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать».

2.Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз,

когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели

научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо

дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в

ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах.

Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

Проблема педагогического общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика, а еще большее значение приобретает в практике.

Вот сейчас мы и попрактикуемся.

Итак, сейчас мы с вами поиграем в прямом смысле слова – мы не только найдем решения той или иной проблеме, но и проявим свою креативность, свой артистизм.

Задание № 5 «Справочное бюро»

(решение пед.задач, ситуаций)

Цель: совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.

Обе команды вытягивают карточку с заданиями, готовят ответы.

Затем педагоги первой команды превращаются в «Родителей», а педагог из второй команды в педагога-консультанта. От педагога-родителя требуется театрализованная постановка вопроса (нужно обыграть ситуацию).

1.Моему сыну Павлику исполнилось 5 лет, совсем не убирает за собой, игрушки. Все приходится делать самой. Как ребенка 5-ти лет приучить к самостоятельности?

2.Мой внук Гена не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?

3.Сережа все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?

4.Мишенька так мало ест и дома и в детском саду, посоветуйте, что нам делать?

Задание 6. Упражнение «ЕРУНДА? КАТАСТРОФА?»

(Определение проблемных полей)

Цель: выявить проблемы во взаимодействии с родителями.

Каждому участнику команды необходимо записать на стикере проблему, возникающую при работе с семьей, и соотнести ее с предлагаемой группой: «единичные проблемы», «катастрофические проблемы». После заполнения стикеров участники прикрепляют свои ответы, соотнося их не только с предлагаемой группой, но и находя единомышленников, которые испытывают такие же трудности.

«Дорожная карта»

Цель: организовать обмен опытом по разрешению проблем, возникающих в процессе работы с родителями.

Ход проведения:

После распределения проблем по предлагаемым группам у участников педагогического совета есть возможность попытаться предложить пути решения данных проблем.

Я желаю ВАМ, чтобы все вопросы, возникающие у родителей ваших воспитанников, решались бы так быстро и весело.

Заключительная часть

Подведение итогов педсовета:

- над какими компетентностями педагога мы сегодня работали? (ответы

участников)

Ведущий анализирует ответы. Делаются выводы о характере общения,

плодотворности взаимодействия участников.

Рефлексия:

Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)… БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

И В ЗАКЛЮЧЕНИИ, РАЗ УЖ МЫ НАЧАЛИ С МУДРОСТИ, ТО ПОЖА- ЛУЙ ЕЮ И ЗАКОНЧИМ

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ, И Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВАШИ РУКИ НИКОГДА НЕ ОПУСКАЛИСЬ. СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического совета по теме "Профессиональная компетентность педагога ДОУ"

Педагогический совет проходил под девизом: «Работать по-старому нельзя,поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит ...

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...

Педагогический практикум для педагогов "Культура речи- основа коммуникативной компетентности педагога"

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора, самое верное подспорье, самая надежная ...

Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»

Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....

Педагогический час "Компетентность педагога"

Педагогический час в виде тренингового занятия "Компетентность педагога". На занятии педагоги, воспитатели поделятся своими представлениями о работе воспитателя, требованиями к личностным и ...