Образовательная область «Развитие речи» в процессе внедрения ФОП ДО .
статья (старшая группа)

Фёдорова Светлана Ивановна

В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. № 1028 утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Документ вступил в силу с января 2023года, но дошкольные учреждения должны осуществить переход до 1сентября 2023года. Принятая программа позволит создать единое образовательное пространство для всей страны. Работать по ФОП нужно с 1сентября 2023года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести её в соответствие с федеральной.

      Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Развитие речи»

в процессе внедрения ФОП ДО .

В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. № 1028 утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Документ вступил в силу с января 2023года, но дошкольные учреждения должны осуществить переход до 1сентября 2023года. Принятая программа позволит создать единое образовательное пространство для всей страны. Работать по ФОП нужно с 1сентября 2023года. Если учреждение не планирует брать в работу готовую федеральную программу, необходимо проверить собственную образовательную программу и привести её в соответствие с федеральной.

      Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом  возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Главное различие между ФГОС и ФОП заключается в том, что ФГОС определяет образовательные стандарты и цели обучения, а ФОП предоставляет инструменты и вторичные материалы для реализации этих стандартов. Важно отметить, что ФОП не заменяет ФГОС, а дополняет его, создавая усиленные условия для реализации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. ФОП разрабатывается с учетом особенностей региона и индивидуальных потребностей образовательного учреждения, что позволяет более эффективно реализовывать образовательные задачи.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

 Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками , а также статусное положение в детском сообществе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» согласно ФОП ДО:

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФОП ДО  новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.       

Суть изменений в образовательной области  « Речевое развитие»

1)Появилось понятие «пассивная речь».

     2)Появились требования к непросто знанию, а осмыслению информации.

          Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.

    Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.     

   Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1)Формирование словаря

Обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; прилагательные обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие  трудовую деятельность людей.
Активизация словаря: закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги

2)Звуковая культура речи.

Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить детей различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з). Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Содержание образовательной деятельности.

     Воспитатель развивает у дошкольников звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Педагог способствует освоению дошкольниками правильного произношения сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов; обучает использованию средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).

3)Грамматический строй речи.

Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать множественное число существительных. Развивать умение пользоваться несклоняемыми существительными. Образовывать по образцу однокоренные слова.

4)Связная речь

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умение поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы ,правильно отвечать на вопросы педагога и детей. Закреплять умение участвовать в общей  беседе. Поощрять разговоры детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных фильмов. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную педагогом тему.

5)Подготовка детей к обучению грамоте.

Учить производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Содержание образовательной деятельности.

Педагог формирует у детей звуковую аналитико-синтетическая активность как предпосылку обучения грамоте, помогает дошкольникам осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук». Педагогический работник учит проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Воспитатель развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

6)Интерес к художественной литературе.

Обогащать опыт восприятия жанров  фольклора и художественной литературы. Развивать интерес к произведениям познавательного характера. Формировать положительное эмоциональное отношение к «чтению с продолжением».Углублять восприятие содержания и формы произведений ( оценка характера персонажа, поступки, мотивы и тд)

Таким образом, Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:

Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты.

В старшей группе:

    1. освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности: учить определять звуки в слове, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

   2. формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.

3. подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область"Безопасность" Образовательная область"Развитие речи и обучение грамоте"

Конспект занятия для старшей возрастной группы. Это комплексный, интегрированный подход в реализации программы.На занятии использован метод проектной деятельности,что очень актуально на сегодняшний де...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация» Непосредственно – образовательная область «Развитие речи»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация»Непосредственно – образовательная область &l...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Домашние животные в средней группе. Образовательная область: развитие речи.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышах, создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по развуитию речи на теме: “Цветик-семицветик” В. Катаева для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: развитие речи.

Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством В. П. Катаева на примере сказки «Цветик - семицветик». Задачи:  продолжать учить детей правильно воспринимать художествен...

Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .

Аннотация  к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в  подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС  является  Художеств...

Тема: Образовательная область «Развитие речи» в процессе внедрения ФОП ДО и ФАОП ДО.

Сравнительный анализ ФОП ДО, ФАОП ДО и инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой...