статья
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческие игры для детей дошкольного возраста с легким интеллектуальным нарушением.
Искакова Мохоббат Амангельдыевна
Учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад № 39
Приморского района Санкт-Петербурга
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Развитие познавательной сферы детей с нарушением интеллекта имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно - развивающего процесса.
Полноценное развитие познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста зависит от адекватного возрасту морфологического и функционального развития нервной системы, достаточных информационных потоков, получаемых через различные органы чувств в процессе активного освоение окружающей действительности во всем ее многообразии.
Отклонения в познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта в значительной степени вызваны их малой практической деятельности и социального опыта, коммуникативных общений с окружающими и недостаточной игровой деятельности.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дошкольники наиболее результативно развиваются в игре, которая является ведущим видом деятельности в этом возрасте. За период дошкольного возраста игры проходят довольно значительный путь развития: игра - манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд.
Важная роль игры в психическом развитии детей объясняется тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активности, воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий таких содержаний, которые в других условиях недосягаемые и недоступные усвоению детьми.
Специально созданные для решения конкретных задач дидактические игры в теории и практике воспитания и обучения детей занимают особое место. Организуя такую игру, взрослый учитывает потребности детей, их интересы и возможности, а развивающего эффекта добивается через определённое содержание и игровые материалы.
Развивающая игра незаменима и ценна для познавательного развития: восприятия, памяти, мышления; представлений об окружающем мире. Она актуальна и в организации образовательного процесса, и как деятельность для сенсорного и интеллектуального развития дошкольников. В ходе игр дети получают информацию об отдельных объектах и их свойствах (цвете, форме, размере); получают представление о предметах с точки зрения их разных свойств; учатся выделять свойства и группировать их по этим свойствам; получают знания об количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях и т.д.
Развивающая игра способствует становлению ребёнка как субъекта познания: развиваются любознательность, познавательная инициатива и активность, способность к поиску решения новых задач; формируются положительное отношение к своим возможностям, вера в свои силы, чувство собственного достоинства.
Главное в развивающей игре для детей – игра. Спрятанная взрослым от детского сознания скучная обучающая задача превращает это занятие в увлекательное проведение времени, где содержание игры, игровые действия позволяют ребёнку проявить свою активность и самостоятельность. От воспитателя требуется гармонично включить имеющийся опыт познания ребёнка в обучающий процесс, чем повысит развивающий эффект игры, заранее предусмотрев результат и способы её достижения.
Структура дидактической игры позволяет использовать её в рамках занятия для решения определенных в данном случае задач. Структурные составляющие дидактической игры должны сохраняться, так как с их помощью решаются дидактические задачи:
- дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия;
- коррекционная задача способствует развитию ребёнка;
- игровая задача является для детей игровым замыслом, а для педагога преднамеренно замаскированной дидактической задачей;
- игровые действия – основа игры, являются и средствами реализации игрового замысла, и действия, направленные на выполнение дидактической задачи;
- правила игры – зависят от игровых задач и игровых действий, познавательного содержания, задач формирования личности ребёнка, нравственных требований взаимоотношений детей, выполнения ими норм поведения. Правила носят заданный характер, с помощью которых педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей, незаметно направляет действия и внимание детей на выполнение конкретной задачи занятия.
- результат или подведение итогов проводится сразу после окончания игры и должно затронуть достижение и успехи каждого ребёнка.
Такая структура позволяет наполнять развивающую игру новым содержанием, создавать новые варианты.
Основанием для классификации развивающих игр являются их особенности как специфической деятельности и делятся на группы: игры с дидактическими материалами и развивающие игры с правилами.
Огромным запасом игр с дидактическими материалами, специально созданных для познавательного развития располагает дошкольная педагогика, разработаны целые их системы: дидактические материалы Монтессори, Е.Тихеевой, Ф.Фребеля, логические блоки Дьенеша, палочки Кьюизинера, кубики Зайцева.
Дидактические игры с правилами определяются правилами, имеют конечный результат. Это игры-лото, домино, маршрутные. Ценность этих игр в развитии взаимопонимания – все участники принимают правила игры; в равноправном взаимодействии – игра ведется на одинаковых условиях для всех, то есть создаются условия не только познавательного, но и социального развития детей.
Список использованных источников
1. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. - Москва : Инфра-М, 2016. - 108 с. ; 20 см. - (Практическая педагогика : ПП).
2. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Методическое пособие / Филипповых Г.И., Лазуренко С.Б., Закрепина А.В., Тихонова Е.С., Стребелева Е.А., Кинаш Е.А., Вейс Ю.Н., Шалимова Т.И., Бутусова Т.Ю., Кремнева Е.А., Афанасьева Ю.А. ; Под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. Москва : ЛОГОМАГ, 2013. - 242 с. : ил. - Библиогр.: с. 156-160.
3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. - Москва : Владос, 2008. - 256 с. : ил. ; 21 см. - (Коррекционная педагогика).
4. Стребелева Е. А. Пути формирования наглядных форм мышления у дошкольников с нарушением интеллекта: монография / Е. А. Стребелева. - Москва : Инфра-М, 2016. - 207, [3] с. : ил. ; 22 см. - (Научная мысль). - Библиогр.: с. 188-199 (197 назв.)
5. Хорькова А.С. Влияние коррекционно-развивающих подвижных игр на детей с отклонениями интеллектуального развития [Текст] А.С. Хорькова // Вестник Югорского государственного университета./ Выпуск 1 (44). 2017. – с.154 – 157
6. Закрепина А.В., Тихонова Е.С. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением интеллекта, посещающими центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения [Текст]: Глава 2 / А.В.Закрепина, Е.С.Тихонова // Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: метод. пособ. под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. – М., Логомаг. – 2013. – С. 44-102 – 244с.
7. Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н. Ю. Борякова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". –– [2-е изд., испр. и доп.]. –– Ярославль: Канцлер, 2017. –– 169 с. : табл. ; 21 см. –– Библиогр.: с. 158-168 (106 назв.) и в подстроч. примеч.
8. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 352 с. — (сер. Бакалавриат).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...