О поощрениях и наказаниях
материал

Гармаева Туяна Дашиевна

О поощрениях и наказаниях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_pooshchreniyah_i_nakazaniyah.docx275.05 КБ

Предварительный просмотр:

О поощрениях и наказаниях

Проблема наказаний и поощрений в воспитании детей продолжает        оставаться        важной        и        актуальной.        Каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию                гармоничной                        личности.http://www.svetlyachok26.caduk.ru/images/wp48c29e94_06.png

Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не

только из положительных аспектов взаимоотношений – одобрения, похвалы, поощрения, но и из отрицательных – порицания, запрета, наказания. Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.

Психологический смысл поощрения заключается в том, чтобы ребенок закрепил желательное поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал.

Зарубежные и отечественные ученые-психологи выделяют следующие методы наказаний: физическая агрессия, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привилегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование.

Физические наказания ребенка: намеренное нанесение вреда как физического,

так и психологического, связанного с переживанием боли, боязнью боли, низвержением и унижением личности ребенка. Физические наказания детей приводят к морали власти и принуждения, малому усвоению социальных норм поведения,

безынициативности, тревожности, изворотливости, лжи, покорности, зависимости, агрессивности, снижению чувства вины у ребенка, что препятствует формированию здорового самосознания; растет агрессивность, жестокость и склонность к насилию по отношению к другим.http://www.zrostayka.com.ua/UserFiles/Image/1%20ZROSTAYKA/DOSUG/02_06_2010/remen.jpg

Вербальные (словесные) наказания детей: порицание, упреки, ворчливость, осуждение, негативная оценка личности ребенка. Как результат, происходят отрицательные последствия, при этом нарушается личностное развитие, формируется низкое самопринятие и низкая самооценка, зависимость, тревожность,http://xn--80aaoslhu6j.xn--p1ai/wp-content/uploads/2011/11/authoritarian-parenting-style-child-being-scolded.jpg

неуверенность в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Следует иметь в виду, что все высказывания родителя интерпретируются ребенком с точки зрения получения информации о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец, мать); об отношении родителя к ребенку («любит — не любит»).

Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик) приводят к потере ребенком

чувствительности и эмпатии (сочувствия к другим), к чувству страха. При этом авторитет родителя падает, включается бессознательная защита, и ребенок становится не чувствительным к родительским призывам и окрикам.

Лишение родительской любви, как метод наказания ребенка демонстрируется

родителем в случае нарушения требований или запретов в виде очевидного отвержения ребенка (по типу: Ты мне не нужен, раз ты так себя ведешь). В поведении родителя этот вид наказания проявляется в избегании контактов с ребенком.

По данным исследований, такой способ наказания (в большинстве случаев) является не допустимым, т.к. может вызвать у ребенка страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Хотя в ряде случаев такой вид наказания бывает весьма успешен только в том случае, когда ребенок реально видит, что это не постоянная мера, а ситуативная, и она относится не к личности ребенка, а к его поступку. В данном случае родителю необходимо использовать технику «Я» — сообщений («Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно» и т.п.).

Ограничение активности ребенка в виде постановки в «угол», запирания в

комнате, лишения прогулки, игр и т.п., вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости о родителя; развивает пассивность или безынициативность, а также может вызвать у ребенка негативизм и различные виды протеста. Если такое наказание используется зачастую, то это может отразиться на личностном развитии в целом. А, что касается запирания, особенно в темных помещениях, то это вообще, чревато фобиями.

Лишение благ и привилегий состоит из временного запрета на то, чем ребенок уже обладал. Такое наказание может быть действенным, если запрещенное благо является для ребенка действительно ценным.

Инициирование    чувства     вины включает     в     себя     внушение     ребенку

представления о совершенном им моральном проступке, которое, в свою очередь, должно вызвать чувство вины и стыда у ребенка. Такой вид наказания может подойти только в том случае, если ребенком еще не приняты нормы морали, а когда они уже приняты и чувство вины за проступок у ребенка появляется само собой, то такое наказание может быть опасным, т.к. может сработать психологическая защита и проступок обесценится.

Также, такой вид наказания детей может формировать наказывающее самосознание, низкое самопринятие и самоуважение, что в свою очередь сделает из ребенка неудачника, избегающего малейших трудностей и любых дел, в которых ему будет казаться, что он будет не успешным.

Принуждение к   действию —   это   когда родитель,   не объясняя   причин,

заставляет ребенка что либо делать, при этом и не объясняет причин, и не обосновывает нужность этого действия (умывание, уборка постели и т.п.). Такие действия со стороны родителя воспринимаются ребенком как насилие и произвол, что в свою очередь, может привести к негативизму по отношению к родителю, или к пассивной покорности и подчинению власти. Плюс ко всему, у ребенка не разовьется самостоятельность и саморегуляция.

Наказание ребенка естественными последствиями происходит в том случае,

когда ребенок сделал какой-либо ущерб, и должен сам это исправить («Намусорил - убери», «Получил двойку — исправь» и т.п.). Этот способ наказания считается эффективным, потому что способствует конструктивному выходу из данной ситуации. Для родителя этот метод труден, потому что он (родитель) не может отказаться от немедленного реагирования на нарушение ребенка, а здесь необходимо проявить некоторую выдержку (потянуть время), дать ребенку возможность проявить инициативу, и не требовать от него немедленных действий (конечно же, необходимо взирать на возраст и возможности ребенка). И, естественно не надо путать этот вид наказания от наказания трудом, в коем отражается принуждение к действию, со всеми вытекающими последствиями.

Отложенный конфликт — это когда родитель вносит в общение паузу, в силу того, что в данный момент он не готов контролировать ситуацию из-за своего эмоционального возбуждения.

Блокирование нежелательного действия используется в том случае, когда

необходимо остановить действия ребенка которые могут причинить вред ему самому, окружающим или материальным и другим ценностям. После остановки действий ребенка, «разбор полетов» проводить лишь после отреагирования аффекта (разрядки эмоциональной напряженности ребенком).

Логическое объяснение и обоснование направляет ориентировку ребенка в

последствиях его поступка на окружающих людей, ребенок, как бы предупреждается о возможных последствиях своих действий для других людей. Этот способ хорош тем, что он формирует у ребенка чувствительность (сенситивность) к результатам своих действий, и развивает эмпатию (способность сочувствовать другим), и также способствует моральному развитию ребенка.

Из вышесказанного следует то, что использовать для наказания можно лишь три метода, это: наказание естественными последствиями, блокирование нежелательного действия, а также логическое объяснение и обоснование.

Остальные виды наказаний детей необходимо избегать.

Рассмотрим несколько методов поощрения детей

Похвала — это самый распространенный способ родительского поощрения ребенка. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих. Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка, сравнения, не адекватные его реальным достижениям и возможностям.http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_25/385/d-384649/384649_html_1f612f05.jpg

Главное в похвале, то какие выводы из нее делает сам ребенок, а не ее текст.

Если она для него реалистична, в отношении его возможностей и самооценки, то

выводы ребенка оказывают позитивное воздействие на его саморегуляцию, а если она

надумана, то эффект будет обратным позитиву. Необоснованная похвала воспринимается ребенком как насмешка. Не стоит слишком часто хвалить ребенка, чтобы не возникло чувство зависимости, подчиненности, ибо может возникнуть страх лишения позитивной оценки, неуверенность в своих силах, или же наоборот, потеряется критичность к себе.

Ни в коем случае нельзя хвалить ребенка в сравнении с кем-либо, это может породить конкуренцию, ревность, зависть в общении со сверстниками, и не нужно хвалить ребенка в присутствии группы сверстников, которые могут не так понять, т.к. их оценка может не совпасть с оценкой родителя.

Ласка является позитивным контактом ребенка с   родителем в словесной

(вербальной) или тактильной (касание), и другой невербальной форме (мимика, жесты, поза). Ласка является для ребенка убедительным свидетельством положительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе, чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Необходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не были жестко привязаны к его успехам и достижениям.

Совместная деятельность, как метод поощрения ребенка — это совместная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако, не должно быть так, чтобы совместная деятельность с родителем в жизни ребенка, выступала лишь как средство поощрения.http://cvusd.schoolwires.net/cms/lib8/CA01902308/Centricity/Domain/415/mothersclip%20art.jpg

Материальное поощрение детей — (подарки, награды) может быть эффективно. Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, послушанием, выполнением требований родителей. Обещание вознаграждения за хорошее

поведение или за определенный результат может запросто привести к формированию прагматичности ребенка, к тому же ребенок начнет ставить условия.

Разрешение активности с расширением прав ребенка должно выполняться не из-за воли родителя, и не в качестве награды, а как оценка взрослости и самостоятельности ребенка, доказанной его поступками и поведением.

Поощрения нужно психологически правильно вставлять в родительское воспитание ребенка, их не может быть слишком много, поощрения должны стимулировать ребенка к самостоятельности и к творчеству, они должны создавать атмосферу принятия, любви к ребенку, подтверждения его значимости и самоценности как личности.

Ребенок должен осознать, что его хорошие поступки – радость всей семьи, плохие – огорчение для всех е членов, что он ответственен за всю семью, а вся семья ответственнее за него. Мотив ответственности, гордости принадлежности к семье должен постоянно звучать в наставлениях отца и матери.

Воспитание ребенка это довольно сложный и кропотливый процесс, поэтому относиться к этому стоит со всей ответственностью, так как в данном случае формируется характер, личность малыша.

Дети лучше развиваются там, где родители учат, а не наказывают и являются положительным примером для ребёнка. Искреннее общение и обучение – лучше наказания. Ребёнок - это зеркало, в котором его родители могут видеть самих себя. Если вы хотите, чтобы дети нечто делали с удовольствием, начните это делать с удовольствием сами!http://podelise.ru/tw_files2/urls_409/8/d-7289/img19.jpg

Пусть ваш родительский труд приносит только положительные результаты!

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Поощрение и наказание. Ваш выбор.

Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим....

Памятка для родителей "Поощрение и наказание"

Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....