ОД в старшей группе по теме "Чайная посуда"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема: «Чайная посуда»

Цель: расширение представлений детей о чайной посуде посредством организации беседы, рассматривании наглядного материала и дидактический игры.

Задачи:

Образовательные:

1. уточнить представления детей о многообразии чайной посуды, истории ее появления.

2. формировать умение различать и классифицировать разные виды посуды

Развивающие:

1. развивать у детей познавательный интерес к предметному миру.

2. развивать внимание, мышление и связную речь в процессе беседы по предложенной теме

Воспитательные:

1. воспитывать наблюдательность, внимательность

2. воспитывать любознательность

Материал и оборудование: картинки с изображением чайной посуды, картинки с изображением древней посуды, изображения разных сервизов, блоки Дьенеша и схемы для игры на каждого ребенка.

Дополнительные задачи:

Образовательные:

Расширять словарный запас путем добавления в лексикон слов, связанных с данной тематикой, формирование понятий чайная посуда.

Развивающие:

Развивать у детей навыков логического мышления, умения строить фразы, слухового и зрительного восприятия, памяти и концентрации внимания;

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, улучшение коммуникативных навыков через совместную игру со сверстниками.

Активизация словаря: сервиз, чайная посуда, чашка, чайная ложка, блюдце, чайник, сахарница, фарфор.

Ход:

1. Организационно-мотивационный этап

- Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и вместе скажем:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе!

- Молодцы, ребята! присаживайтесь на свои места.

2. Основной этап

- Ребята, отгадайте загадку:

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут (посуда)

- Как вы догадались, что это посуда? Для чего нужна посуда? Какую посуду вы знаете? Как вы думаете, можем ли мы обойтись без посуды? Почему?

- Молодцы, ребята! Посмотрите внимательно на картинки и скажите, о какой посуде мы будем сегодня говорить?

- Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей была посуда? (нет)

- Подумайте, что люди могли использовать вместо посуды раньше? (сосуды из камней, раковины, скорлупа больших орехов)

- Ребята, вы знаете, что такое сервиз? (это набор посуды одинаковой формы, цвета, с одинаковым рисунком)

- Правильно. Давайте познакомимся с историей появления чайной посуды. Для этого нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

(на доску вывешиваются картинки с изображением чайной посуды)

- Молодцы! Садитесь поудобнее и внимательно слушайте: (рассказ сопровождается показом иллюстраций по теме)

Чайная посуда появилась вместе с чаем, который считается одним из самых древних напитков. Чайный сервиз в современном понимании появился в Китае много лет назад, и состоял из чайника, чашек и ложек. Первая изготовленная посуда была толстостенной, на ней не было никаких узоров.  Купить такую посуду не составляло труда, она была универсальной для еды и питья. Позднее чайные сервизы стали изготавливать из фарфора – это материал, который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из обычной и белой глины. Первые мастера хранили рецепт изготовления фарфоровой посуды в секрете. Когда рецепт изготовления фарфора стал известен всему миру, стали появляться самые разнообразные сервизы.

Английские мастера впервые дополнили китайскую пиалу ручкой, что придало изделию форму знакомой каждому человеку чашки. Они же дополнили стандартный комплект маленьким блюдцем — что эстетично и исключает вероятность попадания чайных капель на колени гостя или скатерть, «подтянули» вверх сервизные формы, и поставили чашки на короткую ножку.

- Давайте рассмотрим чайный сервиз и назовем, для чего нужен каждый предмет  (чашка – чтобы пить из нее, чайник – чтобы заваривать чай, ложечки – чтобы добавлять сахар, сахарница – в ней хранится сахар, блюдце – чтобы чай остывал быстрее, чтобы горячие капли чая не падали на скатерть).

-Ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка «Посуда»

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

Дидактическая игра «Посуда для гнома и великана»

-А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Посуда для гнома и великана». Какая посуда нужна для гнома? А для великана? (маленькая и большая). Будьте внимательны! 

У гнома …                                                                    У великана …

чашка – чашечка;

тарелка – тарелочка;

ложка – ложечка;

блюдо – блюдечко;

чайник – чайничек;

блюдо – блюдище;

тарелка – тарелище;

кружка – кружище;

ложка – ложище;

чашка - чашище

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Дидактическая игра «Наведем порядок»

- Мы с вами рассмотрели разные чайные сервизы, а теперь нам нужно убрать их на свои места. Посмотрите, перед вами «шкаф», на полки которого нужно расставить посуду. Посудой будут блоки, а полки  обозначены значками. Давайте вспомним, что обозначает каждый знак (цвет, толщину, форму, размер). Приступайте к заданию.

- Давайте проверим, верно ли расставлена посуда. (дети называют значение и свойства знаков и фигуру, которую они выбрали)

- Молодцы, ребята!

3. Заключительный этап

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Чем пользовался человек до изобретения посуды? Где появилась первая посуда? Что такое сервиз? Из чего изготавливали чайную посуду мастера в древности?

- Молодцы! Вы очень внимательно слушали и выполняли задания. На этом наше занятие подошло к концу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_chaynaya_posuda.docx874.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Чайная посуда»

Цель: расширение представлений детей о чайной посуде посредством организации беседы, рассматривании наглядного материала и дидактический игры.

Задачи:

Образовательные:

1. уточнить представления детей о многообразии чайной посуды, истории ее появления.

2. формировать умение различать и классифицировать разные виды посуды

Развивающие:

1. развивать у детей познавательный интерес к предметному миру.

2. развивать внимание, мышление и связную речь в процессе беседы по предложенной теме

Воспитательные:

1. воспитывать наблюдательность, внимательность

2. воспитывать любознательность

Материал и оборудование: картинки с изображением чайной посуды, картинки с изображением древней посуды, изображения разных сервизов, блоки Дьенеша и схемы для игры на каждого ребенка.

Дополнительные задачи:

Образовательные:

Расширять словарный запас путем добавления в лексикон слов, связанных с данной тематикой, формирование понятий чайная посуда.

Развивающие:

Развивать у детей навыков логического мышления, умения строить фразы, слухового и зрительного восприятия, памяти и концентрации внимания;

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, улучшение коммуникативных навыков через совместную игру со сверстниками.

Активизация словаря: сервиз, чайная посуда, чашка, чайная ложка, блюдце, чайник, сахарница, фарфор.

Ход:

1. Организационно-мотивационный этап

- Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и вместе скажем:

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро!» скажем мы вместе!

- Молодцы, ребята! присаживайтесь на свои места.

2. Основной этап

- Ребята, отгадайте загадку:

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут (посуда)

- Как вы догадались, что это посуда? Для чего нужна посуда? Какую посуду вы знаете? Как вы думаете, можем ли мы обойтись без посуды? Почему?

- Молодцы, ребята! Посмотрите внимательно на картинки и скажите, о какой посуде мы будем сегодня говорить?

- Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей была посуда? (нет)

- Подумайте, что люди могли использовать вместо посуды раньше? (сосуды из камней, раковины, скорлупа больших орехов)

- Ребята, вы знаете, что такое сервиз? (это набор посуды одинаковой формы, цвета, с одинаковым рисунком)

- Правильно. Давайте познакомимся с историей появления чайной посуды. Для этого нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

(на доску вывешиваются картинки с изображением чайной посуды)

- Молодцы! Садитесь поудобнее и внимательно слушайте: (рассказ сопровождается показом иллюстраций по теме)

Чайная посуда появилась вместе с чаем, который считается одним из самых древних напитков. Чайный сервиз в современном понимании появился в Китае много лет назад, и состоял из чайника, чашек и ложек. Первая изготовленная посуда была толстостенной, на ней не было никаких узоров. Купить такую посуду не составляло труда, она была универсальной для еды и питья. Позднее чайные сервизы стали изготавливать из фарфора – это материал, который получается путем спекания фарфоровой массы, состоящей из обычной и белой глины. Первые мастера хранили рецепт изготовления фарфоровой посуды в секрете. Когда рецепт изготовления фарфора стал известен всему миру, стали появляться самые разнообразные сервизы.

Английские мастера впервые дополнили китайскую пиалу ручкой, что придало изделию форму знакомой каждому человеку чашки. Они же дополнили стандартный комплект маленьким блюдцем — что эстетично и исключает вероятность попадания чайных капель на колени гостя или скатерть, «подтянули» вверх сервизные формы, и поставили чашки на короткую ножку.

- Давайте рассмотрим чайный сервиз и назовем, для чего нужен каждый предмет (чашка – чтобы пить из нее, чайник – чтобы заваривать чай, ложечки – чтобы добавлять сахар, сахарница – в ней хранится сахар, блюдце – чтобы чай остывал быстрее, чтобы горячие капли чая не падали на скатерть).

-Ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка «Посуда»

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

Дидактическая игра «Посуда для гнома и великана»

-А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Посуда для гнома и великана». Какая посуда нужна для гнома? А для великана? (маленькая и большая). Будьте внимательны!

У гнома … У великана …

чашка – чашечка;

тарелка – тарелочка;

ложка – ложечка;

блюдо – блюдечко;

чайник – чайничек;

блюдо – блюдище;

тарелка – тарелище;

кружка – кружище;

ложка – ложище;

чашка - чашище

- Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Дидактическая игра «Наведем порядок»

- Мы с вами рассмотрели разные чайные сервизы, а теперь нам нужно убрать их на свои места. Посмотрите, перед вами «шкаф», на полки которого нужно расставить посуду. Посудой будут блоки, а полки обозначены значками. Давайте вспомним, что обозначает каждый знак (цвет, толщину, форму, размер). Приступайте к заданию.

- Давайте проверим, верно ли расставлена посуда. (дети называют значение и свойства знаков и фигуру, которую они выбрали)

- Молодцы, ребята!

3. Заключительный этап

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Чем пользовался человек до изобретения посуды? Где появилась первая посуда? Что такое сервиз? Из чего изготавливали чайную посуду мастера в древности?

- Молодцы! Вы очень внимательно слушали и выполняли задания. На этом наше занятие подошло к концу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Посуда"

Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме....

Конспект занятия в старшей группе по теме: "Посуда".

Закрепить знания детей о посуде....

Конспект НОД в старшей группе по теме:"Посуда"

Закрепление и углубление знаний детей о посуде....

Занятие по развитию речи для старшей группы по теме «Посуда»

Цель: уточнить и расширить представление детей о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материала из которого она сделана. Развивать связную речь. Воспитывать самостоят...

Конспект открытого подгруппового занятия в старшей группе по теме «Посуда». Тема: «Поможем бабушке Федоре»

Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста. С помощью этого конспекта решаются следующие задачи:Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; Закрепить ум...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Посуда"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему "Посуда".  Цель: формировать представление о количественном составе чисел 3 и 4 из отдельных едениц....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "посуда"

активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме; развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.закреплять знани...