Статья "Воспитание, обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста в дистанционном формате"
статья (старшая группа)

Зуева Марина Валерьевна

Статья о воспитании, обучении и развитии детей старшего дошкольного возраста в дистанционном формате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_distan_obuchenie.docx69.13 КБ

Предварительный просмотр:

Природа так обо всем позаботилась,

 что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Деятельность педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в период дистанционного обучения.

      В штатном режиме наше дошкольное учреждение реализовало основную образовательную программу дошкольной организации, разработанную на основе комплексной примерной образовательной программы «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.. Содержание программы дошкольной организации представлено пятью образовательными областями, разработано календарно – тематическое планирование, в соответствии с которым подобран наглядно – демонстративный, дидактический материал, художественная литература для обучения и развития детей дошкольного возраста

        Но возникла ситуация, сложившая в стране и мире, к которой не был готов никто. В первую очередь, были потрясены родители наших воспитанников, потому что несмотря на то, что по закону 273-ФЗ «Об образовании» родители являются первыми педагогами [8], воспитанием занимались непосредственно педагоги в детском саду и узкие специалисты (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог). Получается, что родители вынуждены сидеть со своими детьми дома и, если в первую неделю самоизоляции они старательно занимались с ними (изучали буквы, решали задачки (благодаря интернет – ресурсам и образовательным порталам), то ко второй неделе родительские силы и желание обучать иссякли.

       Современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого века. У детей повышенная тревожность и агрессивность, возбудимость и гиперактивность, потребность к восприятию информации, и вместе с этим – повышение утомляемости и эмоциональности. Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество. И поэтому методы воспитания и обучения должны быть другими.

      Таким образом, «родилась» идея об организации обучения и воспитания детей путем дистанционного обучения. [6]

       Мы быстро перестроились под новые реалии жизни и поставили перед собой задачи:

  • Познакомить родителей с современными формами работы и средствами обучения детей старшего дошкольного возраста.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс, предоставляя возможность продуктивно проводить досуг с детьми и быть активными участниками образовательных отношений.

       Наша работа началась с нахождения единомышленников – родителей. На наше предложение сразу откликнулись не все родители, от группы 6 человек (20%). Но постепенно к нам присоединились еще родители. И уже через три недели мы увидели большую активность и посещаемость наших занятий, от группы 24 человека (80%). Дистанционное обучение с дошкольниками мы организовывали как онлайн (т е устройство включено и готово к работе), так и оффлайн (т е устройство выключено, либо не имеет соединения по сети связи). На сайте детского сада мы создали страницу - блог группы, где размещаем для родителей и детей информацию, касающуюся темы недели, видеоматериалы, компьютерные презентации, интерактивные игры, с подробным описанием каждого вида деятельности.

       Для удобства родителей и детей было составлено расписание образовательной деятельности с учетом пяти образовательных областей. В понедельник мы занимаемся развитием речи, отправляя задания на сайт группы. Во вторник математикой, также через сайт. В среду проходит музыкально – художественная деятельность, через платформу Zооm. В четверг по расписанию продуктивная деятельность, задания отправляем на сайт. А в пятницу мы с детьми снова занимаемся через платформу Zооm, беседуем, играем, проверяя уровень усвоения пройденного материала. По итогам недели мы создаем фотоотчет, фотоколлаж или видеоотчет о проделанной работе. А также мы собираемся и анализируем, удалось ли достичь поставленных целей, какие возникли трудности, как со стороны детей, так и со стороны родителей. И при подготовке занятий на следующую неделю, мы это учитываем.

       Рассмотрим пошаговый алгоритм на примере календарно - тематической темы недели: «Здравствуй, весна!», с 30. 03.20. по 03.04. 20.

Понедельник

30.03.20.

Вторник

31.03.20.

Среда

01.04.20.

Четверг

02.04.20.

Пятница

03.04.20.

Коммуникативная деятельность (Развитие речи)

Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП)

Музыкально – художественная деятельность (Развлечение)

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование)

Коммуникативная или игровая деятельность (Беседы, игры)

10.00.

Тема: Составить рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Задачи: 

учить составлять рассказ; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картине; уточнить и закрепить правильное произношение звуков л - л,р - р,, изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

О.С. Ушакова «Развитие речи» для детей 5 – 7 лет, стр. 103

Домашнее задание: заучивание стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег»

10.00.

Тема: Остров сокровищ

Задачи:

разбиение множества на группы по условию; определение направления движения, упражнение в составлении целого из частей, уточнение представлений о составе числа, решение логической задачи.

И Н Чеплашкина «Математика – это интересно», стр. 50

Домашнее задание: повтори узор по клеточкам.

10.00.

Тема: «Самый веселый день». Цель: доставить детям радость. Нами была создана подборка семейных конкурсов с клоуном, в формате видео конференции. Клоуном был педагог в костюме. Клоун с детьми выполнял упражнения, зарядку, проводил конкурсы и загадывал загадки.

10.00.

Тема: «Весна пришла» (сюжетное рисование)

Задачи: закреплять знания о характерных особенностях данного времени года;

 учить составлять весеннюю композицию, используя акварельные краски;

развивать чувство ритма и композиции;

воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности;

воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Н.Н. Леонова «Художественно – эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ», стр. 131

10.00.

Тема: «О весне»

Задачи:

выявить уровень усвоения материала;

обобщить знания детей о весне и весенних месяцах.

1.Отгадывание загадок по теме недели.

2.Беседа.

О чём эта загадка? О каком времени года? За что вы любите весну? Сколько месяцев у весны? Как называется первый месяц? Какая погода была в марте? Какие осадки были? и т. д.

3.Дидактическая игра: «Разные слова» [2]

Цель: учить называть слова, обозначающие признаки весны.

4. Дидактическая игра: «Кого больше»

Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д. [3]

5.Чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег»

     

Также родителям были предложены консультации на тему: «Организация воспитательного процесса и образовательной деятельности в режим самоизоляции»

       Мы пришли к выводу, что подобная работа результативна:

  • дети получают удовольствие от игровой и творческой деятельности;
  • повышается мотивация детей к познанию и творчеству не только в саду, но и дома;
  • значительно повышается самооценка и самоорганизация детей;
  • родители становятся более компетентными в вопросах обучения и воспитания детей дома.

Но, как и во всем, в дистанционном обучении есть и сложности:

  • технические возможности;
  • не хватка опыта работы в таком формате;
  • на занятиях обязательно должен присутствовать как родитель, так и ребенок, который нуждается в помощи;
  • сложно проконтролировать усвоение материала.

   Конечно же, работать над организацией процесса обучения и развития детей старшего дошкольного возраста в дистанционном формате в период самоизоляции (карантина) мы закончили. Но эта инновация в системе образования присутствует в нашей работе до сих пор. Мы развиваемся в данном направлении, регулярно проходим курсы повышения квалификации.

Список литературы:

  1. Ельцова О. А.: Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет). Детство – пресс, 2018 г.;
  2. Картотека дидактический игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
  3. Картотека дидактический игр по математике с детьми старшего дошкольного возраста
  4. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 240 с.
  5. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 64 с.
  6. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/
  7. Развитие речи детей 5 -7 лет / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 с.
  8. 273-ФЗ «Об образовании» от 21.12.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста

Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...

Дистанционное обучение. ООД по муз. развитию детей разных групп. Дисциплина 4. Модуль 2 Обязательная образовательная деятельность по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста

1.Методика музыкального образовательного процесса2.Характеристика основ муз. деятельности3.Возрастные характериcтики музыкального восприятия4.Практическое задание 5.Итоговый тест дисциплины 4...

Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в формате игровой деятельности

Данная методическая разработка предназначена в помощь воспитателям детских садов по изучению темы формирования коммуникативных навыков и взаимоотношений детей в игре....

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...

Математические сказки как средство обучения и развития детей старшего дошкольного возраста математическим знаниям и представлениям.

ВведениеПредмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более интересным и занимательным. (Б. Паскаль)...