Мастер-класс для воспитателей "Кинезиология"
материал (старшая группа)

Михайлова Татьяна Михайловна

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей «Кинезиология»

Выполнила Воспитатель 1 квалификационной категории

Михайлова Т. М.

 Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников.

             Задачи:

1.Теоретическая часть - знакомство с кинезиологией, как одним из методов активного развития детей и взрослых.

2.Практическая часть - знакомство и отработка некоторых кинезиологических упражнений.

 

                                                     Ход выступления.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. Сухомлинский)

Рука является вышедшим наружу головным мозгом.

(И.Кант)

         Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образования. Одним из методов активного развития дошкольников является - кинезиология. Кинезиология – наука о развитии умственых способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

       Многие учёные справедливо отмечают: «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхранизацию работы обоих полушарий мозга.

     Головной мозг человека разделен бороздой на два больших полушарий.

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить». Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.

 Кинезиология, это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие.

 Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

С помощью физических нагрузок в кинезиологии можно решить ряд проблем, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способностей человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.

Итак, за что отвечает каждое полушарий мозга?

Правое полушарие отвечает за творческие процессы, интуицию, гуманитарные науки, развитие образного мышления, творческий подход, координацию движений и пространственное восприятие, чувство юмора, воображение.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ. (запоминание стихов, имен, названий, дат, фактов).

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга, в единую целостно работающую систему. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение и мышление и восприятие.

                       Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус мышц опорно -двигательного аппарата.   (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнения для мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологические активные точки.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

           упражнения проводятся в любое время и в любом месте.

           занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

           занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

           от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

           упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

           упражнения проводятся комплексами;

           длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

 

Упражнения активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Включение сказки в кинезиолгию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.

Сначала даётся комплекс кинезиологичеких упражнений, который ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти.

        Б.Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное — шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами».

Два котенка (способ организации – сидя за столом).

Жил- был на свете котенок, он был белый и пушистый и звали его Снежок. (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду. (упражнение «Кошка» со словами «Кулачок – ладошка, так гуляет кошка). В саду росли высокие деревья. (Руки вверх. Развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И вот однажды, Снежок вышел из своего дома прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами Кулачок – ладошка, так гуляет кошка). и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами.) Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. (выполнение упражнений «Кошка» в быстром темпе). Котенка звали «Уголек». Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки. (упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции Кулачок – ладошка, так гуляет кошка). И тут Снежок нашел на траве колечко. (упр. «Колечко» поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда и Уголек стал его примерять (упр. «Колечко»). И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним. (Упр. Кошка). И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру. (упр. «Ладушки – оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх, одновременная смена позиции со словами: Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка» смена трех положений руки кулак - ребро -ладонь. «Лягушка хочет в пруд,

лягушке скучно тут).  Котята попрощались с ней и тоже отправились домой. (Упр. «Кошка»). По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций). Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.  

Упражнение: 1. развитие мелкой моторики рук. «Лягушка», (Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут) «Фонарики» (фонарики зажглись, фонарики выключились, фонарики мигют). «Кошка» (кулачок, ладошка, так гуляет кошка).

2. «Солдат» (стоим по струночке, затем наклоняемся и расслабляемся, как тряпичная кукла).

3.Дыхательное упражнение «Свеча» (Представьте, что перед вами свеча глубокий вдох, задуваем свечу, а когда много, то глубокий вдох и выдыхаем мелкими порциями).

4. «Цветы».  Вот красивые цветочки, расцвели у нас в садочке». (ноги крест, на крест)

Сегодня мы познакомились с некоторыми кинезиологическими упражнениями и играми, которые вы можете использовать при работе с детьми.

 Свое выступление закончу словами, во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...