Нетрадиционные формы работы с родителями
материал

 Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребёнка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно – ориентированным способом взаимодействия участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями

Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребёнка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Этот процесс отличается личностно – ориентированным способом взаимодействия участников.

Его цель: организация нового культурно образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребёнка и воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач:

  1. Содействие гармонизации отношений в семье между взрослыми и детьми, между самими взрослыми;
  2. Объединение родителей, дети которых посещают одну группу, создать комфортное сообщество;
  3. Формирование нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми;
  4. Формирование общего образовательного пространства для ребёнка дошкольного возраста.

В связи с этим происходит процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьёй и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребёнка, успешное введение его в новый социум.

В моей группе №4 я использую разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями.

К ним относятся:

  1. Информационно – аналитические: анкетирование, опрос, почтовой ящик;
  2. Наглядно – информационные; выпуск газет, открытые занятия открытых дверей;
  3. Познавательные: нетрадиционные родительские собрания;
  4. Досуговые: праздники, выставки, совместные досуги, участие родителей в мастер – классах, в конкурсах.

Для успешного и плодотворного сотрудничества очень важно выбрать наиболее оптимальные формы работы. Ведь родители и педагоги – это воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда участники педагогического процесса станут союзниками.

Одна из эффективных форм работы с родителями – это мастер – класс, так как это уникальный способ заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми. Именно совместная деятельность создаёт условия для дружеских отношений взрослого и ребёнка, помогает договариваться, вырабатывать план совместной творческой деятельности. Также происходит развитие творческих способностей, как у детей, как и у родителей.

Прежде, чем использовать такую форму работы, было проработано много литературы по данной теме.

  1. Первое с чего начинаю – презентую родителям свой педагогический опыт, рассказываю о предварительной работе с детьми, Эта работа проводится за несколько недель до мастера – класса: через беседы с родителями, выставки, информацию в папках – передвижках, проектную деятельность;
  2. Родителям объявляется тема мастер – класса, цели. Задачи, приёмы и методы работы;
  3. Непосредственно мастер – класс;
  4. Беседа по результатам совместной деятельности;
  5. Выставки готовых работ.

В ходе мастер – класса дети и взрослые приобретают ценный опыт общения с людьми в разных ролевых позициях. Практика работы с родителями показала, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усилить чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это- залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенность в себе. А также такая форма работы с семьёй способствует сближению родительского коллектив групп, установлению партнёрских отношений с семьями воспитанников.

Совместная работа с музыкальным руководителем Светланой Николаевной

В процессе работы мы неоднократно имели возможность видеть, что родители с интересом и даже с некоторой завистью смотрят на детей, занятых творческой и театральной деятельностью. Поэтому возникла идея привлечь родителей к участию в театральном творчестве.

Организация такой деятельности крайне сложна.

Прежде всего, необходим значительный временной ресурс, ведь постановка спектакля требует многочисленных встреч, репетиций.

Второй момент – психологическая сложность взаимодействия с взрослыми людьми.

Я не ставила перед собой педагогическую задачу – научить их чему – либо.

В нашей работе мы преследуем психолога – педагогические цели:

  1. Создание возможности психо-драматического проигрывания реальных жизненных коллизий, переживаний;
  2. Формирование доброжелательных отношений между педагогами, родителями и детьми;
  3. Формирование нового семейного опыта совместной творческой деятельности;
  4. Развитее коммуникативных навыков в общении, мышечных зажимов, формирование раскрепощённости.

Работа проводится на протяжении всего пребывания ребёнка нашем дошкольном учреждении.

Шаг первый – совместное посещение спектаклей.

После того, как мы убедились в том, что семьи наших ребятишек готовы принимать участие в совместных театрализованных мероприятиях, мы предлагаем реализовать театральные проекты.

Шаг второй – семейный театральный проект.

Шаг третий – родители сами ставят спектакли для детей.

Шаг четвёртый – совместные выпускные вечера, где родители наравне со своими детьми работают в нашем музыкальном зале. Выпускные вечера в такой форме всегда проходят в очень дружеской атмосфере и запоминаться на всю жизнь. Подтверждением этому является посещение выпускниками нашего детского сада.

Совместно с психологом в своей работе использую информационно – аналитические формы работы, такие как, почтовый ящик, анкетирование, опрос.

Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют письма родителей к специалисту, оставленные в почтовом ящике.

Почтовой ящик — это коробка, в которую родители могут положить записки со своими вопросами психологу. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях или же ответы даются письменно. Такая форма работы позволяет   родителям делиться своими мыслями, советами, проблемами и эффективна, когда нехватка времени мешает специалисту встретиться с родителями – наглядно – информационная. Реализуется она посредством информационных стендов, папок, памяток.

Также совместно с педагогами проводятся родительские собрания, которые проходят в нетрадиционной форме. В ходе таких собраний родителям предлагается пройти тест, принять участие в играх, применить на себя роль и воспитателя, и ребёнка, а также обсудить проблемные ситуации.

Такая деятельность оказывает положительное влияние на отношения между педагогами, родителями и детьми, а это ведёт к более продуктивному взаимодействию участников педагогического процесса.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываться возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идёт непосредственно об их ребёнке. Всё, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес я использую при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Родители принимают активное участие в соревнованиях и развлечениях, проводимых традиционно в детском саду, таких как День Матери, Спортивные праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества, праздник 8 марта. Интересной формой организации досуга в нашей группе стали походы выходного дня. Родители совместно с воспитателем готовят сценария, подбирают игры, чтобы всем было интересно, весело и время прошло с пользой.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между детским садом и семьёй. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателем, что вызывает желание у многих принять участие в мероприятиях в другой раз. Все участники выставок, конкурсов обязательно награждается призами и грамотами на общих утренниках, собраниях. Но самые главные награды для родителей – это счастливые лица и улыбки их детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. И хотя их функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива учреждения и членов семей воспитанников.

Я убеждена, что такие формы работы с родителями необходимы. Они приносят взаимную пользу и сотрудникам, и родителям. Благодаря слаженной работе коллектива нам удалось избежать многих ошибок во взаимоотношениях с родителями, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям. Ведь главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения, а без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...