Игровой практикум для педагогов «Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Шакурская Ирина Анатольевна

Актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_praktikum_dlya_pedagogov.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Шакурская Ирина Анатольевна,

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 8 комбинированного вида»

 

Игровой практикум для педагогов

«Сенсомоторная  деятельность,  как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста»

Цель:   актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Показать значение сенсомоторной деятельности  в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
  • Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности
  • Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики

Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр  и оборудования для сенсомоторной деятельности.

Ход  практикума

Ни в каком возрасте человек не усваивает столько всего, как в раннем детстве. Ребенок рождается беспомощным, но его органы чувств с самого начала настроены «на прием». С возрастом восприятие малыша постоянно улучшается не только благодаря созреванию органов чувств, но и их работе.

Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают, только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда  дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя  с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций.

         С накоплением представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание),  у ребенка формируется чувственная основа слова, т.е «база речи» (Л.С.Цветкова). Таким образом, развивая восприятие и сенсомоторные способности детей, мы готовим почву для развития речи. Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.

Игротека

  1. Игра «Золушка»

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?

  1. Игра «Мозаика из бросового материала»

Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес. Рисунки могут   быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы  и т. д. В таких играх закрепляются  сенсорные эталоны цвет, форма, величина. 

  1. Игра «Шагаем в пробках»

Пробки от пластиковых бутылок могут  помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать  любимые детские стихи, например, я люблю свою лошадку…

  1. Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку  - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот? А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

 

  1. Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т.д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.

  1. Игры с песком

Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?

  1. Дидактическая игра «Рыбалка».

Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка,  обклеенная  синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).

Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт  на тарелочку по цвету.

  1. Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»

Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило:  ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к  ёжику по цвету.  

        

  1. Дидактическая игра «Сушилка»

Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек, сверху натянута верёвка,  прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.  Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.

Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...

Реферат по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста»

В содержании психолого-педагогической работы с детьми младшего возраста одним из напрвлений  вработе является образовательная область "Социализация". одной из важных является решение задач развит...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Игровые технологии как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Статья Игровые технологии как средство развития детей младшего дошкольного возраста...

консультация для педагогов "Флексагон как средство развития речи детей дошкольного возраста"

В консультации педагогам предложено пособие флексагон и варианты его использования в работе с детьми по развитию речи....