Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием ТРИЗ технологии
план-конспект занятия

Кузнецова Ольга Георгиевна

Образовательные:

- вспомнить части тела и их положение в пространстве;

- повторить геометрические формы: круг, квадрат и треугольник;

- повторить признаки времён года;

- закрепить  счёт до 5;

- отработать навык сравнивания количества предметов, путём их соотнесения, определить, каких из них больше, каких меньше;

- повторить цвета;

- научить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу);

- закрепить навык сортировки предметов по размеру.

Развивающие:

- развивать воображение, внимание, память;

- развивать логическое мышление;

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать творческие способности;

- развивать чувство ритма и музыкальный слух;

- развивать композиционные навыки;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство взаимопомощи;

- воспитывать у детей стремление заботиться о птицах.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, QR – код, ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_razvlecheniya_4-5.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Возрастная категория: 4-5 лет.

Тема: «Зимние развлечения».

Цель: закрепление знаний геометрических форм.

Задачи:

Образовательные:

- вспомнить части тела и их положение в пространстве;

- повторить геометрические формы: круг, квадрат и треугольник;

- повторить признаки времён года;

- закрепить  счёт до 5;

- отработать навык сравнивания количества предметов, путём их соотнесения, определить, каких из них больше, каких меньше;

- повторить цвета;

- научить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу);

- закрепить навык сортировки предметов по размеру.

Развивающие:

- развивать воображение, внимание, память;

- развивать логическое мышление;

- развивать пространственную ориентацию;

- развивать творческие способности;

- развивать чувство ритма и музыкальный слух;

- развивать композиционные навыки;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство взаимопомощи;

- воспитывать у детей стремление заботиться о птицах.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, QR – код, ТРИЗ.

Оборудование и материалы: Чебурашка, телефон, колонки, бубен, набор из 5 синих и 3 жёлтых кругов из набора «Блоки Дьенеша» на каждого ребёнка, белый лист бумаги, по 2 распечатанных картинки саней зелёного и красного цвета и синий карандаш для каждого ребёнка, клей, по пол листа картона по количеству детей – основа для поделки «Снеговика», по три круга (большой, средний и маленький), ведро распечатанное, оранжевый и чёрный карандаш для каждого ребёнка, фигуры из комплекта «Блоки Дьенеша» на каждого ребёнка: синий квадрат, жёлтый квадрат, красный треугольник, синий треугольник (все фигуры большого размера).

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Зимние забавы».

Ход.

Воспитатель привлекает внимание детей при помощи бубна.

Бубен мой поёт-поёт,

Всех ребят в кружок зовёт!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Становитесь в круг, мы с вами сейчас разбудим все части нашего тела. Когда я буду называть какую-нибудь часть, вы будете повторять её и нежно хлопать по ней ладошками.

Разбудите ваши плечики,

Разбудите ваши коленочки,

Разбудите ваши ушки,

Разбудите ваш животик,

Разбудите ваши ручки,

Разбудите вашу спинку,

Сделайте вдох и выдох.

Ну вот, мы неплохо размялись, можем начать заниматься.

Неожиданно раздаётся топот (заранее попросить помощника воспитателя потопать за дверью). Воспитатель предлагает посмотреть за дверью в коридор, кто это там пришёл.

Педагог заносит игрушку Чебурашку. Включается аудиозапись – голос Чебурашки.

Чебурашка: Здравствуйте, ребята! Пришёл в ваш детский сад в гости. Крокодил Гена рассказал мне, что в вашем садике дети ну очень добрые и отзывчивые, это правда? (небольшая пауза). Друзья, я совсем не знаю зимних игр и развлечений, а мне так хочется поиграть зимой на свежем воздухе. Гена не успел меня научить, он ушёл на работу в Зоопарк. Что же мне делать?

(Дети предлагают помочь Чебурашке).

Этап 1.

Воспитатель: Друзья, спасибо большое, что согласились помочь нашему гостю! Давайте научим его всему, что знаем сами. Ребята, послушайте эту песню, она поможет вам ответить на мои вопросы.

Звучит фрагмент композиции  «Снежная песня».

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? А чего зимой много? Какие игры со снегом вы знаете? Да, первое, о чём мы расскажем Чебурашке – это игра «Снежки». (На столах у детей лежат фигуры из методического комплекта «Блоки Дьенеша», 5 из которых – синие круги, три – желтые).

Воспитатель: Ребята, перед вами геометрические фигуры. Какая фигура по форме напоминает снежок? Правильно, это круг. Найдите, пожалуйста, синие круги и выложите их в одну линию перед собой. Давайте посчитаем синие круги (Хором считают круги слева направо, касаясь пальчиком каждого синего круга). Отлично! Теперь найдём жёлтые круги, выложите их под синими. (Выкладываем друг под другом, образуя пары синий + жёлтый круг, считаем хором жёлтые круги). Ребята, как вы думаете, каких кругов больше? Правильно, синих! А как вы догадались? Конечно, у каждого жёлтого круга есть пара из синего, а у двух синих кружков – снежков пары нет!

Воспитатель: Ребята, а кто может рассказать Чебурашке, как играть в снежки? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы игра оставалась весёлой, но безопасной? Отлично, теперь Чебурашка тоже знает, как играть в снежки.

Этап 2.

Воспитатель: Конечно, зимой весело кататься на саночках. Можно катать друг друга и с горки. Такая игра всегда приносит много веселья! Ребята, перед вами лист бумаги и сани двух цветов: зелёные и красные. Нарисуйте, пожалуйста, синим карандашом дорожку для саней вверху листа, приклейте на верхнюю дорожку зелёные сани. Теперь необходимо нарисовать дорожку внизу листа, приклеить на неё красные саночки.

Воспитатель: Ребята, покажите, пожалуйста, Чебурашке дорожку вверху листа, внизу листа (Дети проводят пальцем по дорожкам). Мы расположили саночки таким образом, чтобы ребята, которые на них катаются, не столкнулись!

Воспитатель: Друзья, мы отлично потрудились. Предлагаю немного потанцевать и отвлечься.

Исполняют танец под музыку «У оленя дом большой».

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, а следующая загадка подскажет вам, о какой следующей зимней забаве мы расскажем Чебурашке. Но для начала, мы найдём подсказку в нашей небольшой групповой библиотеке. (Педагог заранее генерирует QR - код с картинкой снеговика, распечатывает его и прячет среди книг. Дети находят код). 

Человечек непростой:

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Педагог читает загадку, а потом сканирует код, чтобы сделать самопроверку и определить, правильно ли ребята отгадали загадку.

Воспитатель: Да, вы верно отгадали, это снеговик. Сейчас мы покажем Чебурашке, как его клеить.

1. Возьмите в руки самый большой круг, приклейте его в нижней части листа.

2. На него приклейте круг среднего размера.

3. Сверху приклейте самый маленький круг.

4. Самый маленький круг – это голова. На него мы приклеим головной убор снеговика – ведро.

5. Нарисуйте снеговику глазки, ротик и ручки чёрным карандашом.

6. Нарисуйте снеговику морковку оранжевым карандашом.

Воспитатель: У вас получились отличные снеговики. Теперь Чебурашка знает, как его нужно делать и обязательно построит снеговика с Крокодилом Геной.

Этап 4.

Воспитатель: Конечно, удовольствие в зимний период приносят не только игры, но и добрые дела. Например, зимой птицам не хватает корма, поэтому дети и взрослые делают кормушки и подкармливают пернатых. Мы тоже покажем Чебурашке, как можно сделать кормушки из геометрических фигур.

(На столах у каждого ребёнка комплект геометрических фигур из методического комплекта «Блоки Дьенеша»: синий квадрат, жёлтый квадрат, красный треугольник, синий треугольник (все фигуры большого размера).

Воспитатель: Ребята, вот из этих фигур нам нужно сделать кормушки для птиц. Внимательно слушайте мои инструкции.

  1. Положите перед собой синюю фигуру, у которой все стороны одинаковые и четыре угла. Что это за фигура? (Дети кладут перед собой синий квадрат). Это будет сама кормушка.
  2. Теперь, чтобы корм не намокал от снега и не раздувался ветром, нужно сделать крышу. Для этого возьмите красную геометрическую фигуру с тремя углами и положите над квадратом. Что это за фигура? (Дети помещают треугольник над квадратом). Вот у нас и получилась первая кормушка. Птиц зимой много, поэтому сделаем ещё одну.
  3. Берём геометрическую фигуру жёлтого цвета, у которой четыре угла и все стороны одинаковые. Что это за фигура? (Дети кладут перед собой жёлтый квадрат).

4. Теперь необходимо взять геометрическую фигуру синего цвета, у которой три угла и поместить над жёлтым квадратом. (Дети кладут синий треугольник над жёлтым квадратом).

Воспитатель: Отлично, вот сколько у нас получилось замечательных кормушек. Какие фигуры находятся сверху? Какие фигуры находятся снизу? Отлично! Вы всё усвоили.

ТРИЗ (аналогия).

Воспитатель: А теперь, ребята, представьте, что вы голодная птичка, которая ищет пропитание зимой. И вдруг, вы прилетели на ветку дерева и увидели, что ребята из детского сада повесили кормушки, насыпали в них крошки, семечки, повесили кусочек сала. Птицы так любят такое угощение. Что бы вы почувствовали? Опишите свои эмоции?

Воспитатель: Это действительно так. Вы бы были очень рады и благодарны добрым деткам. Теперь Чебурашка знает, как не только весело, но и с пользой можно проводить время зимой: играть в снежки, кататься на санках, строить снеговика, конечно, делать кормушки и подкармливать птиц.

Чебурашка: (аудиозапись) Ребята, спасибо вам большое! Я сегодня узнал много нового и интересного. Обязательно расскажу об этом Гене, и мы вместе попробуем повторить ваши игры и забавы. А ещё я решил, что обязательно сделаю кормушку и буду помогать птичкам, подкармливать их. Теперь мне пора домой, пока! (Воспитатель прячет Чебурашку).

Воспитатель: Ребята, расскажите пожалуйста, а вы узнали что-то новое сегодня? Что вам больше всего запомнилось? Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши! Если нет, потопайте ножками. (Дети реагируют).

Очень рада, что у большинства из вас реакция положительная. А теперь предлагаю вам убрать свои рабочие столы и поиграть!

Список использованных ресурсов:

  1. Репина Г. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. - М.: Сфера, 2020.
  2. Пономарева И. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2018.
  3. Михайлова З.А. Логико-математическое развитие дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП). Математика в младшей группе....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст) тема "Знакомство с цифрой 10 и числом 10"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)  тема "Знакомство с цифрой 10 и числом 10"...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «Поможем Мальвине» Возрастная группа старшая

Тема: «Поможем Мальвине»Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии)Программные задачи:Обучающие:- упражнять в прямом и обратном сч...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ с дошкольниками в средней группе Тема: «Необыкновенное путешествие в мир математики».

Данное занятие направленно на:закреплять порядковый счёт, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством, закреплять представление  об изученных  прос...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с использованием ТРИЗ технологий. «Путешествие в страну математики»

Представленный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми в подготовительной к школе группе  в дошкольной образовательной организации.Занятие относится к познавательному разделу (ФЭ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе на тему " В гостях у Деда-Природоведа".

Создать благоприятный эмоциональный настрой, обобщить знания детей по математическому развитию.Закрепить порядковый  и обратный счет до 10,название геометрических фигур, понятия (узкий, длинный, ...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП с использованием педагогической технологии ИКТ интерактивная доска для детей старшей группы. Тема «Путешествие в мир математики»

ЦЕЛЬ. Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора с использованием интерактивной доски и образовательного робототехнического модуля «ТЕХНОЛ...